«МАСТЕРОВЫЕ» ГОТОВЯТСЯ К «ЖЕНИТЬБЕ»

Untitled Document

В русском драмтеатре «Мастеровые» завершился очередной театральный сезон. Опустился занавес, опустел зрительный зал, но за кулисами продолжает кипеть бурная жизнь. И неудивительно: актеры готовятся к предстоящей премьере спектакля по пьесе Николая Васильевича Гоголя «Женитьба». О том, как идет эта работа, корреспонденту «Недели» рассказывали художественный руководитель Валентин Ярюхин и главный художник Елена Сорочайкина.

 

Премьера «Пигмалиона» прошла при полном зале

 

Премьеры
прошли на «ура»

– Театральный сезон закрыт, и вы уже, наверное, подводите итоги. Каким был для вас этот год?

Е. Сорочайкина: Он был трудным. Трудным не в творческом плане – здесь было и тяжело, и интересно, как в предыдущие четыре года – к этому ты готов. По-настоящему непростым он был в плане становления театра, понимания коллективом, каким должен быть «живой», творческий, рабочий театр. А выводы для меня такие: профессиональный театр должны делать люди, знающие и понимающие ТЕАТР.

При полных залах прошли наши премьеры. Приятно, что они понравились зрителю. Популярность «Пигмалиона» в этом сезоне – для меня некий «шлейф» открытия нашего театра зрителями, оставленный после просмотра «Очень простой истории».

«Принцесса Турандот» – спектакль для детей. Мне понравилось то, как они смотрели сказку – они были полностью в ней. Атмосфера в таком зале особенная: плотная, внимательная. Реакция – дружная, будь то смех или слезы.

А сегодня – подготовка к «Женитьбе». Мне кажется, сейчас нам нужна именно такая постановка – не драма, не детектив, а комедия. Хочется, чтобы работа принесла радость созидания, получилась фантазийной и яркой. Разумеется, опять вылезут наружу все наши проблемы: маленький, заполненный до отказа карман для декораций, финансовые трудности, но сейчас на короткое время нужно забыть об этом и-и-и… полететь.

– Если судить по прошлым годам, челнинцы стали чаще посещать театр? Повысился ли уровень культуры в нашем городе?

Е. Сорочайкина: Не может быть, чтобы за четыре года, пока у нас существует театр, город как-то окультурился. Нет, просто людям теперь есть куда ходить. Мне понравился отзыв, который оставили ученики после спектакля «Принцесса Турандот»: «Вы нас удивляете каждый раз. Наш класс ходит сюда уже четыре года, и мы растем и учимся чувствовать вместе с вами»… Сейчас многие классы самостоятельно без сопровождения учителя приходят в «Мастеровые». Вот это малая толика, которую мы вносим в процесс «окультуривания» города. Это долгое и сложное дело.

Спектакли ценой
в полмиллиона

– В этом году вы поставите пьесу «Женитьба». Почему выбор пал именно на нее?

В. Ярюхин: Это не мы выбираем пьесу, а она выбирает нас. К тому же у нас в репертуаре нет русской классики, поэтому мы решили заполнить эту нишу. Конечно, учитывали и возможности нашей труппы: роли должны были разойтись на всех. Поскольку творческий коллектив у нас маленький, значит, необходимо такое сочинение, в котором бы все помещались и никто друг другу не мешал.

– «Пигмалион» поразил зрителя помпезными декорациями и роскошными костюмами. Постановка «Женитьбы» будет такой же впечатляющей?

Е. Сорочайкина: Хотелось бы, чтобы она была интересной и творческой. В «Женитьбе» для меня есть некий контраст: европейский город – шикарный Санкт-Петербург – и пришедшие и живущие совсем не во дворцах, а на «песках» люди, стремящиеся попасть в высшее общество: купеческая дочь хочет непременно выйти замуж за аристократа, а жених озабочен тем, знает ли его невеста французский. Но их речь, мышление, то, как они строят отношения, – все это нелепо и смешно. И в декорациях противостояние европейского города и деревни выльется в сочетание белых колонн и домотканых дорожек, изысканных платьев и пестрых платков. Сама пьеса диктует яркие костюмы!

– В этом году средства на «Женитьбу» были собраны в том числе и за счет благотворительного спектакля. Станет ли это традицией?

В. Ярюхин: Это зависит не от нас, а от местных властей. Все было организовано спонтанно, после встречи труппы театра с руководителем исполкома Василем Шайхразиевым. Это было его предложение, и День предпринимателя как день показа спектакля выбран им же. Хотелось бы, конечно, чтобы подобные спектакли переросли в традицию. Мы живем на те средства, которые сами зарабатываем (того, что нам выделяет муниципалитет, не хватает). К тому же спектакли у нас выходят дорогие: каждая постановка обходится в 400-500 тысяч рублей.

 

«КЛАССИКА КАК-ТО ПРИВЫЧНЕЕ»
– Как вы относитесь к современной классике?
В. Ярюхин: У нас есть современные пьесы в репертуаре, например, «Очень простая история». С какими авторами нам предпочтительнее работать? Не могу сказать однозначно, поскольку, во-первых, современная пьеса – это такое необъятное море, которое невозможно отследить, во-вторых, молодая драматургия сейчас соревнуется в том, у кого больше будет нецензурной лексики в пьесе. Причем эта нецензурная лексика достигает какого-то запредельного уровня. Превращается в некую самоцель: нечего даже рта раскрывать, если оттуда не польется грубый, грязный мат. Наверное, я человек другого поколения и мне это уже неинтересно. Мне кажется, что перестань сейчас все писать, мир никуда не денется. Обойдемся классикой, будем перечитывать ее. Мне классика как-то привычнее.

 

«Мастеровые»
уходят в отпуск

– Вы уже приступили к репетициям? На какой стадии подготовка к премьере?

В. Ярюхин: О будущем всегда очень сложно говорить, особенно режиссеру. Он имеет дело с воздухом, а его свойство, как вы знаете, меняется. Могу сказать, что играть постановку будут два состава. У нас есть из кого выбирать: актеров стало немного больше. Но сейчас мы идем в отпуск, а в конце июля вернемся с новыми силами и уже плотно приступим к выпускному периоду. До этого мы все-таки должны сыграть черновой вариант спектакля. Если не весь целиком, то какие-то ключевые сцены. Премьера ориентировочно назначена на 10-11 сентября. Так что у нас еще остается полтора месяца для подготовки.

Е. Сорочайкина: Сегодня принесла первые эскизы, и мы уже по ним будем судить, в правильном ли направлении я двигаюсь. Конечно, художник обязан идти на две недели вперед актерской труппы. Сейчас мне нужно «ускоряться», потому что я понимаю: дальше меня начнет торопить режиссер.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*