СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА: «Я ДОЛЮБЛЕННАЯ И ДАЖЕ ЗАЛЮБЛЕННАЯ»

Untitled Document

«Дорогая моя, перезвоните завтра, после 16 часов по московскому времени», – не успев толком представиться, услышала я в телефонной трубке знакомый голос. Да и как его было не узнать? Каждая роль этой актрисы незабываема: будь то сентиментальная Нелли Леднева в «Большой перемене», импульсивная Нина в «Родне» или домовитая и до самозабвения влюбленная в своего сына одесситка тетя Песя в «Ликвидации». Голос Светланы Крючковой не спутаешь ни с чьим другим.

 

В каждой своей роли Светлана Крючкова блистательна

 

…Перезвонила в условленный день и час, по правде сказать, без особой надежды на интервью – все же совсем скоро, 22 июня, народная артистка отметит юбилей и, наверное, вовсю готовится к знаменательной дате. Но интервью со Светланой Крючковой получилось обстоятельным, прямым, предельно искренним и эмоциональным. Таким же, как и она сама.

Ну что
за удовольствие –
«напиться
и забыться»?

– Светлана Николаевна, первым делом хотелось бы от имени читателей нашей газеты поздравить вас с наступающим юбилеем! Как вы будете его отмечать?

– Я вам сейчас все расскажу. Во-первых, у меня день рождения – в один день с мужем. В этот юбилейный день в 12 часов мы будем стрелять из пушки, которая находится на Петропавловской крепости. Каждый день в Санкт-Петербурге она бьет полдень, но за особые заслуги некоторым людям разрешается выстрелить в честь знаменательного события. Так вот, я буду стрелять из этой пушки, представляете?!

Потом в ИТАР-ТАСС состоится презентация моего альбома. Это будет большой фотоальбом с комментариями и отрывочками из книги, которую я пишу. А в 19 часов начнется творческий вечер под названием «Музыка души». Начиная с 50 лет, каждый юбилейный год я сама работаю для своего зрителя. Я, слава богу, не дожила до того возраста, когда необходимо сидеть на сцене и принимать поздравления! Сама пишу сценарий вечера, сама его режиссирую и как бы отчитываюсь перед своим зрителем, что сделала к этому моменту. Мы будем работать вдвоем с моим младшим сыном-музыкантом (он классический гитарист). Ни банкетов, ни фуршетов не предполагается. Ну что за удовольствие – сесть за стол, «напиться и забыться»?! Разве так отмечают день рождения?

Еще одним хорошим подарком для меня будет показ 22 июня на канале «Культура» программы «Путем всея земли», которую я готовила к 120-летию Анны Ахматовой, и фильма «Луна в зените», где играла Анну Андреевну. Еще Первый канал покажет фильм Дарьи Пимановой обо мне.

 

«ПОЕЗДКИ В ТАТАРСТАН
ЖДУ В ПРЕДВКУШЕНИИ»
– Буквально на днях, – рассказала Светлана Николаевна, – у меня на спектакле «Васса Железнова» был постпред Татарстана в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Шамиль Камильевич Ахметшин. Так что ваша республика меня уже поздравила! Более того, ваша министр культуры Зиля Рахимьяновна Валеева пригласила меня в Татарстан
с поэтической программой.
К сожалению, я не смогу приехать на Цветаевские чтения в августе, но мы с Большим драматическим театром приедем на гастроли в Казань: 7 и 8 июля я буду играть «Вассу Железнову», а где-нибудь 10, 11 или 12-го пройдет вечер, на котором прозвучит поэзия Анны Ахматовой. Я же, в свою очередь, прошу устроителей, чтобы меня отвезли в Чистополь и Елабугу – я там не была. Поэтому поездки в Татарстан жду в предвкушении.

 

«Папа сам
был виноват
в моем выборе!»

– Честно говоря, посмотрев фильм «Ликвидация», я была уверена, что вы, Светлана Николаевна, – уроженка Одессы, так блистательно вы сыграли тетушку Песю…

– …а родилась я в Молдавии – в Кишиневе. Но не удивляйтесь моему отличному выговору: до того момента, как начался массовый отъезд евреев из Советского Союза, Кишинев был во многом еврейский город. Да и всю израильскую эмиграцию долгое время называли «ЧК» – по названиям городов Черновцы – Кишинев. Когда я впервые отправлялась в Израиль, говорила всем, что у меня там почти никого нет, но не успела приехать, как раздался звонок. Там все, с кем я родилась, играла, кто меня учил и лечил, – в этой стране очень много людей, с которыми прошли мое детство и юность.

– Какими вы вспоминаете эти годы в солнечном Кишиневе?

 

Зинаида в «Не может быть!»

– Конечно, с теплом и ностальгической тоскою. Когда я родилась, прошло пять лет после окончания войны, и люди были добрее. Не было такой агрессии, не было разделения на национальности – у нас был многонациональный двор. Мы все жили дружно. Люди делились на хороших и плохих, и больше было, конечно, хороших. Было тепло, много цветов, много фруктов. И, прежде всего, были живы мама, папа, бабушка… А сейчас уже я – старейшина семьи…

– Обычная история, что родители выступают против актерской профессии для своих детей. А как было в вашем случае?

– Мама никогда не давала советов: предпочитала промолчать, позволяя мне действовать так, как я считала нужным. А вот папа изначально был против, хотя, когда я стала артисткой, гордился мною. И, между прочим, сам был виноват в моем выборе! Когда я была маленькой, он ставил меня на стул перед гостями и заставлял читать стихи. Заметьте, я не пела, а именно читала стихи! (смеется).

 

Нелли Леднева в «Большой перемене»

 

«Передо мной
стояли на коленях»

– Вы сыграли около 70 ролей в кино, а если считать с телефильмами и спектаклями, это число, пожалуй, перевалит за сотню. Есть ли среди них такие, которыми вы особенно дорожите? Которые, может быть, повлияли на вашу жизнь?

– Да все повлияли! Понимаете, наш материал – это мы сами: наша душа, наши нервы, наши эмоции. Поэтому каждая, абсолютно каждая роль накладывает свой отпечаток. Но есть фильмы, которые я люблю пересматривать, и роли, которые, как мне кажется, я играю наиболее точно, правильно. Например, очень люблю свою Агафью Тихоновну в «Женитьбе» – могу ее смотреть и пересматривать много раз.

– В нескольких ваших интервью читала, что одну из последних ролей – Нины Антоновны в фильме «Похороните меня за плинтусом» – вы буквально выстрадали (в этой картине 2009 года Светлана Крючкова сыграла бабушку, которая горячо любит, но одновременно и тиранит своих близких. – прим. ред.), хотя некоторые СМИ написали, что вы сыграли сама себя…

– Это не я! Совсем не я. В фильме перед вами предстает глубоко несчастный – будем говорить, трагически несчастливый! – человек. Начнем с того, что Нину Антоновну никто никогда не любил. Я про себя могу сказать: до сего дня меня всегда любили. Не помню такого дня, чтобы меня хоть кто-нибудь из мужчин не любил. Обязательно был какой-нибудь один – другое дело, был ли он нужен мне… (смеется). Я – долюбленная. И даже залюбленная, понимаете? Передо мной и на коленях стояли, и руки, и ноги целовали, уходили, а потом возвращались со словами «Только тебя люблю и понял, что дурак». А у Нины Антоновны этого не было!

У меня было счастье материнства. Я родила обоих детей поздно. С первым восемь лет сидела дома, всю себя отдала ему. А сейчас сыновья – это мои друзья и единомышленники. У этой женщины и такого нет: ее первый ребенок умер в годовалом возрасте, а дочь ее не любила, не понимала, и вообще у них были уродливые отношения.

У нее муж, который женился на ней на спор. Это тоже не про меня. Начнем с того, что мы не оформляли отношения. Я ужасно не люблю оформлять отношения. Делаю это в крайнем случае. Вот когда мне надо было идти на операцию и врачи сказали: «Исход неизвестен, закончите ваши дела» – мы с супругом расписались.

Он любит меня и многое делает, чтобы жизнь моя была легче… В общем, теперь вы понимаете: бабушка – это совсем не я… Я просто вынуждена была «впихивать» себя в эту тесную, не мою душу. И мне так пришлось себя ломать – это что-то страшное! Я сама себя тихо ненавидела, думала: «Боже мой, ну когда же закончатся эти съемки, чтобы я эту бабушку из себя вы-гна-ла?!» Год тянулась эта работа, а сколько потом я от нее освобождалась, вылезала из этой тесной вещи… Слава богу, избавилась.

 

Мохова в «Утомленных солнцем»

 

«Если вы мне хамите – получите в ответ хамство!»

– Вы блистательно играли и таких сильных женщин, как Васса Железнова, и таких слабых и неуверенных, как Любовь Андреевна Раневская. А вам самой какой образ ближе?

– Для того, чтобы это понять, надо просто прийти хотя бы на три моих поэтических вечера. Каждый раз я разная. Те, кто был на вечере Ахматовой, увидели меня в одном качестве, те, кто слушал в моем исполнении стихи Цветаевой, – в другом. А вот когда я читала Давида Самойлова, человек, бывавший на всех моих поэтических вечерах, сказал: «Вы были совершенно неожиданной!»

Роль – это роль. Это не я. Некоторые актеры ведут себя зачастую спекулятивным образом: выбирают себе положительные роли, играют их – и у зрителя создается впечатление (следующую фразу Светлана Николаевна говорит возвышенным полушепотом): «Ах, она такая слабая, такая интеллигентная, такая тонкая!» Да ничего подобного! На самом же деле эти люди через персонажей просто создают себе имя, и только недалекого ума зритель может этого не разглядеть.

Актер должен перевоплощаться. Если твой персонаж – дурак, не надо тащить в него свой интеллект. Сыграй его таким, каким он написан. Ты лицедей, не бойся быть разным! Тебя для этого послали в этот мир, а не для того, чтобы тебя все обожали и обманывались, думая, что ты лучше. Вспоминаю, как однажды моей ученице задали вопрос: «А правда, что у Светланы Николаевны скверный характер?» Она ответила: «Светлана Николаевна – адекватный человек. Если вы ей хамите – получите в ответ хамство, если вы беспардонны – ответ будет равнозначным. Если же вы доброжелательно и умно с ней общаетесь – вы получите то, чего хотели».

 

Нина Антоновна в «Похороните меня за плинтусом»

 

«Ни одна иностранка не сыграет Раневскую»

– В одном из интервью вы дали такое определение нашей стране: «великая, несчастная, растерзанная». Не возникало желания ее покинуть?

– К своим словам добавлю, что наша страна еще и обворованная. И ее продолжают обворовывать временщики, находящиеся у власти. Они приходят урвать. Знаете ли вы, к примеру, что бюджет – это в том числе ваши деньги?

– Конечно.

– Это и мои деньги. А я не хочу, чтобы их тратили так, как сейчас. Посмотрите, что происходит с образованием! Что это за ЕГЭ такое?! Вы знаете, что, по статистике, самый низкий балл по русскому языку – в Петербурге, а самый высокий – в республиках Закавказья?!

– Мне это напоминает выборы…

– Все расхищено, предано, продано! Но в этой недостойной стране есть тысячи людей, которые ведут себя достойно. И живут достойно. И деньги им не застилают ни разум, ни сердце. Я связана с языком – с литературой и русской поэзией. Мой зритель – здесь, и жить там (имея в виду заграницу. – прим. ред.) я не смогу.

У меня сын живет во Франции, и две недели для меня – предельный срок, который я там выдерживаю. А в Америке на шестые сутки пребывания у меня была истерика: я плакала и просила отправить меня домой. Там совсем не плохо, но это все чужое. Люди ведут очень бережливый образ жизни. Они считают все. Включают воду, намочат зубную щетку – и выключают! Точно так же моются под душем. Стиральная и посудомоечная машина работают только ночью – потому что ниже тариф. Даже в туалете, если надо спустить немножко воды, – это одна кнопка, если «множко» – другая…

– Одним словом, это вам не близко…

– Я по-другому росла. Знаете, почему ни одна иностранка не сможет сыграть Раневскую? Да потому, что даже если вы пистолет к ее виску приставите, она никогда не скажет этой фразы: «Серебра нет… Все равно, вот вам золотой…». Они все считают, все. Или вот еще, тоже из «Вишневого сада»:

– Ах, мамочка, дома людям есть нечего, а вы ему отдали золотой.

– Что ж со мной, глупой, делать! – говорит Раневская. – Я тебе дома отдам все, что у меня есть. Ермолай Алексеич, дадите мне еще взаймы!

Так могут рассуждать только русские.

– Вы довольно резко отзываетесь о российских реалиях. А как вы следите за общественно-политической жизнью в стране?

– Когда мой муж сидит у телевизора, он только и делает, что за ней следит! (смеется) А поскольку он очень темпераментно обсуждает увиденное, волей-неволей подключаюсь и я. А иногда говорю: «Все, устала, иду смотреть про любовь». У меня телевизор в основном идет фоном и, как правило, это ночь и канал «Культура».

 

Тетя Песя в «Ликвидации»

 

«Артист – он вообще сумасшедший»

– Светлана Николаевна, с той поры, как вы сыграли Нелли Ледневу в прославившей вас «Большой перемене», прошло уже 38 лет. По вашему самоощущению, в вас осталось что-нибудь от этой наивной, сентиментальной девушки?

– А как же? Иначе бы я не была артисткой. Артист должен сохранять детскость. Артист – он вообще сумасшедший. У меня дома, например, есть настоящий театр из плюшевых игрушек, со своим репертуаром. Правда-правда! Актер должен всегда оставаться ребенком и сохранять «наив». По-другому в нашей профессии невозможно.

 

«Что же вы киваете?!»
– Светлана Николаевна, думаю, вы не могли не слышать о недавнем разговоре творческой интеллигенции с премьер-министром Путиным…
– Назвать это разговором я не могу. Разговор был только у Шевчука с премьером.
– Но если бы вам представилась такая возможность, о чем бы вы рассказали Владимиру Путину?
– Я бы громко сказала о проблеме русского театра, который просто гибнет. Потеряли все, уронили уровень до невозможности. Сейчас на канале «Культура» выходит программа «Academia». Так вот, там академик Юрий Пивоваров сказал: «Что имеет Россия на мировом уровне? Не нефть, которая когда-нибудь кончится, не газ, который тоже рано или поздно иссякнет, а ЯЗЫК! Наш русский язык и, конечно, культуру. Вот это наше достояние – мирового уровня». Так почему же мы к нему так безобразно относимся?
Давайте смотреть на вещи объективно. Разве в любой другой стране главные роли на сцене играют русские?! Почему у нас главными режиссерами театров назначаются литовцы или грузины? Ну можно же сделать, чтобы в России главным режиссером русского театра был человек, исповедующий русскую культуру! По-моему, это справедливо! Театр, говорил Гоголь, – «это кафедра, с которой много можно миру сказать добра». Но говорить надо на том языке, где этот театр находится. А сейчас уничтожается русская культурная традиция.
Ну как получается, что после войны мы гордились, что отстояли, сохранили свою культуру, а теперь смотрим самые плохие американские фильмы? Мы постоянно «косим» под Запад, причем берем все самое плохое. Давайте же думать о самобытности нашей страны и нашей культуры! Вот об этом надо было говорить на встрече с Путиным. А наша интеллигенция тихо просидела. Главное, что все накрасились, надели на себя «цацки» – золото-бриллианты… Ну если уж вы идете на серьезный разговор – ну так поговори-ите! Что же вы сидите, киваете?!
– Кроме Шевчука, там еще Олег Басилашвили поднял проблему «Охта-центра», или «газоскреба», как его еще называют…
– И очень хорошо! Слава богу! Я, к слову, подписалась под письмом и снялась в фильме, где представители интеллигенции выступали против «Охта-центра». Это же безобразие! У наших нуворишей логика такая: «А я здесь желаю!» – и нет им дела до исторического облика города. Они не знают истории и не любят свою страну. Все деньги и интересы у них – за границей. Так почему же они здесь командуют? Езжайте туда, ребята, и живите!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*