Илья Олейников: «В «Городке» мы никогда не репетировали…»

11 ноября не стало Ильи Олейникова – талантливого артиста, вместе с партнером Юрием Стояновым без малого 20 лет радовавшего зрителей профессиональным и высококачественным юмором в телепрограмме «Городок». «Новая неделя» вспоминает актера Олейникова устами своего корреспондента Сергея Кочнева.

Для меня программа «Городок» всегда была, что называется, своей, потому что благодаря таланту Ильи Олейникова и Юрия Стоянова передо мной возникали персонажи, которые живут и работают рядом. А великолепная игра двух артистов еще шире, через юмор показывала нам нравы, пороки и недостатки этих людей. «Городок» умело отражал время и делал это так, что становилось смешно всем – от школьников до пенсионеров. Редко какая юмористическая телепередача достигала столь широкой аудитории и теперь, из-за склонности нашего телевидения к низкосортному юмору, едва ли уже достигнет.

То, что «Городок» работает ради зрителя, я понял, когда в феврале 2003-го взял интервью у Юрия Стоянова. На протяжении всей беседы меня не покидало ощущение, что мы уже давно знакомы: Стоянов был невероятно раскрепощен, много шутил, смеялся. Однако, когда разговор зашел об актерстве, посерьезнел. «Актерство для меня – как хождение по лезвию бритвы», – сказал он тогда. С Ильей Олейниковым я пообщался спустя год с небольшим – он был более обстоятелен в беседе, но выразил те же верные мысли.

«Аншлаг» убивает молодёжь!»

– Илья Львович, насколько правы те, кто говорит, что любовь к программе «Городок» – это любовь людей из провинции?

– Эта любовь сильна и в крупных городах – «Городок» любим абсолютно везде: и в Москве, и в Петербурге, и в Воронеже, и в Казани, и это замечательно. А кстати, в русской диаспоре Германии у половины семей есть кассеты с записями «Городка». Если бы передача была провинциальной, то долго она на телевидении не просуществовала бы – особенно при такой конкуренции, которая есть на нашем ТВ.

– Если уж вы коснулись ТВ и конкурирующих программ, что скажете об «Аншлаге»? Я понимаю, что передачи, которым уже немало лет, трудно снимать с эфира, но «Ашлаг» сильно опошлел…

– Обвинения в адрес «Аншлага» абсолютно справедливы – программа старше «Городка», а юмор мало того, что дебильный и ниже трусов, так на нем воспитывают уже и другое поколение, а это ужасно. Ужасно, потому что с одной стороны, молодежь слушает по радио попсу, что, по сути, музыкально ее «убивает», а с другой стороны – своим казарменным, солдатским юмором молодых убивает «Аншлаг».

– Переход из эстрады на телевидение был для вас сложным? Как долго привыкали к «Городку»?

– Между мной, пришедшим в «Городок», и теперешним, есть две большие разницы: сперва я постигал телевизионные законы и себя, как актера, работающего на телевидении, но потом настолько в нем «погряз», что для меня в нем уже нет секретов. И я считаю, что для меня «Городок» стал колоссальной школой: именно телевидение воспитало меня как актера – это гигантский плацдарм, где ты можешь себя пробовать в различных жанрах, в разных амплуа. «Городок» для меня – гигантский актерский тренинг!

«Надел» на себя Сталина – и я уже Сталин!»

– Вы сыграли в «Городке» много исторических персонажей. Любимый среди них у вас есть?

– Я люблю играть Сталина – Ленин мне уже надоел, если честно! Но понимаете, когда мы с Юрой переиграли более 40 исторических личностей – и писателей, и ученых, и политиков, выделить кого-то любимого невозможно. Они любимы каждый по-своему, ведь в каждом из них есть частица тебя самого. А вообще любимое – это то, что получилось!

– Есть ли какие-то ограничения при разработке сценария «Городка» – то есть принцип «то-то и тех-то снимать не будем»?

– Задача программы «Городок» – никого не обижать. Смеяться над убогими, ущербными, бедными людьми, на наш взгляд, грешно. Ограничения мы вообще не обсуждаем, потому что это настолько в нас глубоко сидит, что мы на уровне подкорки понимаем, что можно, а что нельзя. Да, мы порой играем какие-то жесткие истории, но пытаемся снять эту жесткость тем, как мы ее подаем, а мы ее подаем сочно и живо. Меня радует, что при этом мы не скатились в пошлость, и надеюсь, не скатимся в нее никогда.

– Сколько снимается одна сцена в «Городке»?

– Максимум три часа – приезжаем на площадку, проверяем камеры, звук, переодеваемся, нагримировываемся и за работу. И, кстати, мы никогда не репетируем – если сценарий готов, мы уже на съемочной площадке, пока одеваемся и гримируемся, учим текст и – вперед, в кадр. Порой нас спрашивают: «Как вы так быстро перевоплощаетесь?» Но опять же, все это происходит на уровне подкорки: «надел» я на себя Сталина – и я уже Сталин!

«Наши шутки уходят в жизнь»

– Кто сейчас пишет сценарий для историй из «Городка»?

– В первые четыре года «Городка» процентов сорок его сценариев составляли анекдоты из журналов, анекдоты, услышанные нами, анекдоты из Интернета. А с 1997 года мы работаем с авторами из Одессы, и знаете, в их материале до сих пор мы не сталкивались ни с одной украденной мыслью: все они эксклюзивны от начала до конца. И я замечаю, что теперь из «Городка» анекдоты уходят в жизнь, а не наоборот! Можно сказать, что люди «Городка» – пропагандисты русского анекдота времен нынешнего капитализма.

– Коли уж вы упомянули Одессу, хочу спросить: не сожалеете ли о том, что из эфира ушла программа «Джентльмен-шоу» от других ваших коллег-одесситов?

– Она пошла резко вниз, и думаю, что это было связано с авторами этой программы. И вторая причина, хотя и плохо так говорить – там не было таких актеров, как мы с Юрой: тот же Олег Филимонов не актер, а профессор-англовед… Впрочем, и сама программа «Джентльмен-шоу» была уж очень провинциальной! Но мне все равно удивительно, как они так долго существовали в эфире, основываясь только на юморе с одесскоеврейским уклоном. Для того, чтобы программа развивалась и жила, нужно быть еще и ее фанатом. Вот Юрий Стоянов – это просто фанат «Городка». А я в «Городке» только и снимаюсь!

– Что пожелаете зрителям «Городка», Илья Львович?

– Верьте в нас, в «Городок», а мы вашу веру не поколебаем! В августе 2005 года мне довелось побывать в Санкт-Петербурге, и так как я по традиции этих поездок вручаю некоторым своим прошлым собеседникам небольшие подарки из наших мест, Илья Олейников был первым, чей номер я набрал для встречи. Через час я уже был в подвале, где располагается студия «Позитив», снимающая «Городок», а через минуту там появился высокий и худой Илья Львович. Поблагодарив за подарки и сфотографировавшись, он буквально бегом отправился на очередные съемки. На съемки любимого всеми и так близкого многим нам «Городка»…

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Интересным человеком был Илья Олейников. Сколько ролей, перевоплощений, образов! Каким многогранным должен быть талант актера, чтобы так ярко, сочно и натурально перевоплощаться! Правда, автор несколько навязывает свое отношение к собеседнику…
    Что же теперь будет с передачей «Городок»? Осиротеет телевидение без нее…

  2. Грустно, когда из жизни уходят такие люди. Спасибо автору за такой хороший материал.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*