С ЮБИЛЕЕМ, НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ!

Untitled Document

Страницам истории нашего города «Новая неделя» посвятила немало материалов. В них отразились и споры краеведов о дате образования первого поселения на этой территории, и особенности жизни местного населения
в разные годы, и трудности, с которыми жители столкнулись, желая сделать село городом… Этот статус Набережные Челны получили 10 августа 1930 года. К 80-летию этого события мы встретились со старшим научным сотрудником Музея истории города Билялом Канеевым, чтобы узнать, какое значение для общества имел данный статус.

 

В 1930-х годах город начали озеленять и благоустраивать, вскоре появились мощеные улицы

 

Развитие
без рывков

Надо сказать, нашему корреспонденту верилось, что статус города подтолкнул Набережные Челны к динамичному развитию всех сфер жизни. На деле это, естественно, было бы невозможно. Тем не менее, это не значит, что здесь ничего не изменилось. Просто перемены были постепенными и растянулись на длительный период.

В 1930-х годах город начали озеленять и благоустраивать, вскоре появились мощеные улицы. На его территории работали предприятия, образованные еще в дореволюционные годы. Набережночелнинский элеватор, завод «Республиканец», лесозавод и механические мастерские продолжали постепенно развиваться. Так, на элеваторе вскоре провели реконструкцию, а в годы войны оснастили его новым оборудованием, которое работало на нужды фронта.

Еще в 1920-е годы в этом районном центре шло сельскохозяйственное производство. В годы коллективизации здесь появилось три совхоза, три сельхозкоммуны, 17 сельхозартелей и два товарищества по совместной обработке земли. Вместе с коллективизацией пришла в Набережные Челны и механизация. Одной из первых в республике стала местная машинно-тракторная станция (МТС). Она обслуживала не только город, но и соседние районы.

Тракторам, комбайнам и другим машинам Закамья требовалось соответствующее техническое обслуживание. Для этого нужны были специалисты. Подготовкой кадров для МТС в те годы занималась открытая в 1920 году школа механизаторов (нынешний профессиональный лицей №76).

К элеватору тянулось зерно из соседних деревень и колхозов. Излишки сырья шли на местные рынки. Кстати, цены здесь были значительно ниже, чем в соседних районах, так что рыночная торговля получила широкое развитие.

Городская культура

Конечно, особое внимание уже в те годы уделяли культуре. Дворец культуры на улице Центральной появился в 1936 году. Примерно в то же время рядом построили кинотеатр и универсальный магазин. На всю республику славился наш татарский драматический театр, существовавший с 1918 года. В 1930-е годы его репертуар дополнили пьесы Нур Баяна и Хади Такташа. Тогда же в городе появились клубы работников лесозавода, элеватора, а также клуб пионеров.

В декабре 1930 года в городе образовалась газета «Трактор». Ее первым редактором стал татарский поэт Нур Баян. Он проработал в Набережных Челнах два года. Впоследствии редакцию возглавила Любовь Ширшина. И хоть она не была профессиональным филологом и журналистом, именно при ней газета вышла на уровень лучших районных изданий в СССР.
Население города в 30-е годы достигло 9,3 тысячи человек. Еще в предыдущие годы здесь появились две средние школы.

Продолжила свою работу и районная библиотека. Учителя были в основном местные. Правда, преподавателей в Набережных Челнах никто не учил. А потому, например, директор школы №2 имени Вахитова с учительским званием окончил Иж-Бобьинское медресе. Многие педагоги получали свидетельства учителя в Министерстве народного образования республики.

Не отставал в развитии и спорт. В основном его продвижением занимались школьные тренеры. Благодаря их усилиям в городе проводились соревнования по футболу, волейболу, баскетболу, а также лыжные гонки.

Еще один шаг

Великая Отечественная война резко притормозила развитие городского хозяйства. Основной же его подъем отмечался в 1950–60-х годах. Например, речной порт, который приобрел хорошие обороты еще до революции, теперь открыл пассажирские перевозки по России. В 1953 году началось строительство железной дороги Акбаш – Круглое поле (182 километра). Ее временная эксплуатация продлилась с 1957 по 1960 год, затем использование стало постоянным. В 1961 году завершилось строительство автодороги Заинск – Набережные Челны.

В итоге к 1963 году Набережные Челны указом президиума Верховного Совета РСФСР были признаны городом республиканского подчинения. С этих пор структура его управления отделилась от районной, были созданы полноценные отделы, которые отвечали за народное образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и другие сферы жизни города. Набережные Челны стали автономными и постепенно приняли современный вид.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*