ГОРОД, В КОТОРОМ НЕТ КОРРУПЦИИ, БЕДНОТЫ И ПРОБОК

Untitled Document

Говорим: Гонконг, подразумеваем: небоскребы, много-много людей и… денег, там ведь банковский и финансовый центр, еще вспоминаем Китай, Великобританию, богатую историю. Это так, навскидку. Подробнее о знаменитой благоухающей гавани (так переводится название города с китайского) «Новой неделе» рассказал челнинский предприниматель Николай Куликов.

 

В Гонконге нет пробок, хотя плотность
населения здесь намного выше, чем в Москве

 

И хочется, и колется

– Больше всего меня потрясло одно удивительно совпадение, – неожиданно начал свой рассказ Николай, – Гонконг начал активно развиваться в 60-х годах XX века. Именно в этот период Набережные Челны тоже переживали подъем, который напрямую связан со строительством «КАМАЗа», но нашему городу, как вы сами понимаете, далеко до Гонконга.

Конечно, у специального административного района Китая было несколько преимуществ – наличие одного из крупнейших мировых портов и влияние британского протектората. Этот город с середины XIX века был колонией Великобритании. Гонконг пропитан не только могучей самобытной китайской культурой – одной из старейших в мире, но и британскими традициями, демократическим духом. Пунктуальность, опрятность, следование установленным правилам и великолепное чувство юмора здешних жителей – все это только укрепляет бизнес-отношения. Не случайно в Гонконге размещены штаб-квартиры многих транснациональных корпораций. Здесь функционируют сотни банков, депозитных и страховых компаний. Гонконгский валютный рынок – один из крупнейших в Азии.

Только в 1997 году Гонконг вернулся «под крыло» КНР. Стоит заметить, что и сегодня город имеет автономный статус – здесь свои законы, денежная, правовая, таможенная, судебная и эмиграционная системы. Гонконг обладает правом участия во многих международных организациях. Нынешнее законодательство должно сохраниться в Гонконге минимум до 2047 года. В ведении центрального правительства КНР находятся оборона и дипломатические связи.

Любопытный факт: Китай очень настаивал на возвращении Гонконга, но, как говорится, и хочется, и колется. Лидер КНР Дэн Сяопин признавал, что колония с ее рыночной экономикой не может быстро интегрироваться в экономическую и политическую систему Китая. Именно он выдвинул идею, получившую название «одна страна, две системы».

Соглашение о присоединении к Китаю вызвало широкое недовольство в Гонконге. В июне 1989 года более миллиона жителей города участвовали в акциях протеста. Многие из них, опасаясь присоединения, эмигрировали в Австралию, Канаду и США.

 

Все знают, что Гонконг –
город небоскребов

 

Сюда завозят воду
и продовольствие

– Все знают, что Гонконг – город небоскребов. Но все равно, когда приезжаешь туда, не устаешь удивляться многоэтажным зданиям, и даже шея затекает от постоянного запрокидывания головы. Гонконг живет в атмосфере стройки. Кажется, что тебя сплошь окружают строительные площадки, кстати, очень чистые по сравнению с нашими. Я читал, что в России (это докризисные данные) строится 0,3-0,4 кв. м жилья на душу населения. В Китае же и Гонконге в частности – 1 кв. м на человека. А ведь китайцев – полтора миллиарда. Представляете, какие там объемы строительства!

Еще бросается в глаза отсутствие пробок, хотя плотность населения здесь намного выше, чем в Москве (6278 человек на кв. км). Я заметил, что в одном направлении строится три-четыре широких дороги, расположенных друг над другом, движение похоже на серпантин.

Быстро развивающаяся экономика Гонконга напрямую зависит от международной торговли, так как природные богатства этой территории Китая ограничены. Сюда приходится ввозить не только топливо и сырье, но даже воду и продовольствие.
Основу экономики составляет сектор услуг. В торговле, обслуживании туристов, гостинично-ресторанном бизнесе, операциях с недвижимостью, области финансов и страхования заняты около 80% населения (всего же там проживает 3,5 млн. человек).

Гонконг занимает 10-е место в мире по объему торговли и является 11-м по значению мировым банковским центром. И все-таки одной из самых развитых предпринимательских сфер в этом административном районе Китая является туристическая индустрия. Ежегодно город посещают свыше 10 миллионов туристов.

Средняя продолжительность жизни в Гонконге – 81,39 года (78,72 для мужчин и 84,3 для женщин). Удивительно, ведь считается, что здесь очень загрязненный воздух. Большинство жителей живут в многоэтажных городских домах от 30 до 50 этажей (между прочим, не самых высоких).

 

Этот город пропитан самобытной китайской культурой

 

Это производство чайников,
а не танков…

Женщины в Гонконге одеваются намного скромнее россиянок, но это, конечно, не из-за отсутствия денег, просто здесь не принято носить яркое, мини, ходить на каблуках.

Гонконг – город открытых, доброжелательных, трудолюбивых людей.

Цены значительно ниже, чем в Москве. Здесь дешевле питаться и одеваться.

Я заметил одну любопытную особенность – в Гонконге живут преимущественно китайцы, как, конечно же, и в самом Китае. Так вот, если китайцев контролировать, то они производят высококачественную продукцию, если же ослабить контроль – на экспорт уходят товары, которые нередко клеймят россияне.

Я посетил в Китае две большие фабрики, выпускающие бытовую технику известных мировых брендов. Это, если хотите, хорошие, «правильные» фабрики. В Гонконге находилась их управляющая компания, которая и осуществляла производственный контроль. Так вот у рабочих этих фабрик были электронные пояса, если человек отошел от конвейера – происходит сбой всей программы, конвейер останавливается. Конечно, там были запланированные перерывы на обед, перекур и так далее. У нас на заводах есть вахта, в Китае же КПП, как в российской армии. Заезжает машина на территорию – охранник отдает честь. Все служащие в военной форме, вернее в форме, похожей на нашу военную. Даже с погонами и лычками, даже женщины. На производстве – настоящая военная дисциплина.

60% продукции этой фабрики экспортируется в США, 25% – в страны ЕС. Россияне для этих производителей не главные заказчики, поэтому отношение к нам было несколько пренебрежительное, без доли подобострастия, по сравнению с американскими коллегами.

Руководитель управляющей компании, контролирующей это производство, рассказал любопытный случай. Однажды он приехал принимать партию товара, которая готовилась к отправке, но его ждали запечатанные и складированные коробки. Этот человек потребовал вскрыть упаковки, и… товар вернули обратно на фабрику. Стоит только ослабить контроль, как китайцы занимаются «импровизацией». Они могут делать все – могут плохо, могут хорошо. Как пожелаете…

Думаю, это издержки коммунистического прошлого, ведь китайцы родом из Гонконга несколько другие.

Здесь взяток не берут
В «антикоррупционном» рейтинге Transparency International Гонконг находится на 12-м месте: выше, чем Германия, Австрия, Япония и даже Британия, когда-то владевшая этим городом. Это тем более удивительно, потому что 95% населения Гонконга – китайцы. «Дать на лапу» госслужащему, «отблагодарить» нужного человека в Китае всегда считалось обычным делом, как и у нас. А ведь ещё в 70-е годы полиция была на «зарплате» у наркоторговцев, взятки брали даже учителя за устройство ребёнка в школу, дворники (!) и те требовали мзду с жителей дома за уборку тротуара, делятся «Аргументы и факты».
В 1974 году генерал-губернатор Гонконга учредил новую структуру – Независимую комиссию против коррупции (НКПК). Все офицеры комиссии назначались лично губернатором на шесть лет и подчинялись только ему. Уже через полгода посадили в тюрьму несколько крупных чиновников, а также завели уголовное дело против… начальника полиции Гонконга. Тот сбежал в Лондон, однако губернатор добился выдачи взяточника и последующего суда. Все эти события широко освещались прессой.
Офицеры НКПК не подчиняются МВД или госбезопасности, но всегда могут устроить проверку в любом министерстве при малейшем подозрении на взятку. А чтобы и у них тоже не было соблазна взять взятку, за действиями комиссии наблюдают «общественные комитеты» из бизнесменов и интеллигенции.
В первый же год работы новой структуры осудили больше двухсот взяточников (на 5 млн. населения Гонконга), и ситуация стала улучшаться на глазах. Стоило чиновникам прекратить брать взятки, развалилась и организованная преступность, знаменитые «триады»: бандиты не могут жить без «крыши» политиков. В 1974 году коррупцией было заражено 90% (!) госаппарата, в 2000-м – 6%, сейчас – только 3%.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*