Говоря о профессии учителя, мы зачастую применяем приставку «много-»: многотерпеливая, многострадальная, а в последнее время, в связи с непрекращающейся реформой системы образования, и многоменяющаяся. Но главное, несмотря ни на что, она была и остается уважаемой. | ||
И не потому, что на дворе – Год учителя. Просто, едва управляясь с собственными чадами, мы приблизительно представляем, что такое давать знания 25-30 мальчикам и девочкам, пропадающим в «виртуале». Работать в современной школе сродни подвигу. И наши педагоги совершают его каждый день. Уважаемые учителя! Мы вас любим, ценим и благодарим за ваш нелегкий труд! В преддверии профессионального праздника «Неделя» связалась с известными в городе и республике людьми и попросила поделиться воспоминаниями о любимых педагогах |
||
Александр Евграфов, прокурор Набережных Челнов: – Ой, вы застали меня врасплох: я ведь так давно школу окончил! Для меня любимый учитель – это все-таки первый учитель. Учился я в Кривоозерской средней школе Аксубаевского района, и первым моим педагогом была Валентина Сергеевна Крайнова. Помню, относилась к нам, как вторая мама, была очень доброй. Но главное, Валентина Сергеевна преподала нам первые уроки нравственности: учила не обманывать людей, доводить начатое до конца – нередко вспоминаю ее мудрые советы с благодарностью. Хотел бы поздравить всех учителей с их профессиональным праздником и пожелать, чтобы им попадались умные детки и чтобы они не обижали своих педагогов. А то сейчас, знаете, и такое бывает… Чтобы труд учителя больше ценился нашим государством и приносил школьным преподавателям не только моральное, но и материальное удовлетворение. |
||
Эльмира Хабибуллина, начальник отдела управления персоналом ОАО «Сетевая компания»: |
||
|
||
|
||
Олег Богданов, настоятель храма Космы и Дамиана, протоиерей: – У меня есть учитель, который оставил заметный след в моей жизни. Это Софья Александровна Ибатуллина. Так получилось, что со своим любимым педагогом я проучился только три года – с пятого по восьмой класс. Я был неусидчивым парнем, о моих «подвигах» знали и директор, и завучи. Если что-то случалось, всегда под подозрение попадал и я. И однажды Софья Александровна использовала такую педагогическую уловку. В задушевной беседе сказала: «Ты знаешь, я много о тебе слышала. Но у меня сложилось о тебе свое впечатление: ты неплохой парень». Мы откровенно с ней поговорили, и после этого мне просто не захотелось ее подставлять. Для подростка главная ценность – доверие, и мне запомнилось, что человек мне искренне доверял! Педагог вообще переводится как «ведущий по жизни», и разговор с Софьей Александровной помог мне измениться. Понятно, что в одночасье этого не произошло, но я был уже совершенно другим человеком: моя неуемная энергия была направлена в нужное русло. |
||
Ильсияр Сулейманова, органистка Органного зала: |
||
Они настолько искренние, великодушные друзья! А это очень важно в нашей профессии, потому что мы, органисты, раскиданы по всему свету. Так уж сложилось, что в каждом городе живет по одному, максимум – два органиста. И этим трем педагогам – Абдуллину, Лабзиной и Черепанову – я искренне благодарна за то, что они меня приняли в свою органную семью и дали жизнь моему творчеству. |
||
|
||
…и Рубином Абдуллиным
|
||
Азат Фатхетдинов, главный врач горбольницы №2: |
||
– Учителя помогают нам выбрать свою дорогу в жизни, найти себя… Они передают нам не только знания по своим дисциплинам, но и бесценный человеческий опыт. Мы учимся у них жить, строить отношения с окружающими, развивать в себе все самое доброе, человеческое.
|
||
Виктор Филатов, директор дополнительного офиса в Набережных Челнах компании «МегаФон»: | ||
|
||
Виктор Филатов (второй слева во втором ряду) |
||
– Об учителях можно говорить бесконечно. У меня нет любимых и нелюбимых педагогов. Бывает, что и нелюбимые дают гораздо больше, чем любимые. Я хочу рассказать о человеке, сыгравшем огромную роль в моей жизни. Это учитель физики средней школы №6 города Кара-Куль (Киргизская ССР) Николай Иванович Роженко. Именно он привил мне любовь к технике, которая впоследствии стала моей судьбой. Он же порекомендовал поступать в институт связи. Когда я закончил школу, мы часто с ним встречались, и мне навсегда запомнились его смелые опыты. Например, Николай Иванович показывал, как происходит гроза… От этого на всю жизнь впечатления остаются! Я всегда с благодарностью отношусь ко всем учителям, потому что наша осознанная жизнь начинается с них. И то, что они в тебя вложили, впоследствии становится твоим достижением. Низкий поклон всем педагогам! К сожалению, мы с моими преподавателями разъехались кто куда, растерялись. А когда-то созванивались каждый год на День учителя. С Николаем Ивановичем у меня тоже связи нет, но очень бы хотелось ее восстановить. |
||
Зуфер Насртдинов, главный врач горбольницы №5: – Учился я в Елховской средней школе Альметьевского района. Запомнилась мне моя учительница начальной школы – Нурия-апа. Она научила нас читать и писать, а самое главное, в игровой форме, интересными рассказами привила любовь к знаниям, ведь без них невозможно дальнейшее развитие, так ведь? А еще Нурия-апа учила нас одинаково относиться ко всем школьным дисциплинам, не вытягивать одну за счет другой. Это тоже очень пригодилось мне в жизни. Вообще преподаватели учат нас не только предмету, но и основным жизненным принципам: честно жить, честно работать. Эти основы наравне с родителями закладывала в нас Нурия-апа. Я очень благодарен ей за это. Еще хочу рассказать вам о человеке, который учил меня хирургии. Это доцент кафедры хирургических болезней Казанского медуниверситета, талантливый и известный в республике хирург Владимир Владимирович Федоров. Он не только давал нам теоретические знания, но и доверял самостоятельно проводить операции. Его любимым выражением было: «Лучше один раз попробовать, чем сто раз увидеть». Именно благодаря ему, приехав в Набережные Челны после института, я был уверенным в себе хирургом. |
||
Юрий Свинин, заслуженный деятель искусств РТ, художник: |
||
Мне вспоминается такой случай. Это было в 1987–88 годах. Я приехал в Москву и попал на выставку в Манеже. При входе мой преподаватель выставил портрет известной в те годы балерины, солистки Большого театра Людмилы Семеняка. Причем портрет авангардный для того времени, не традиционный, не слащавый. И вот он стоит, нервничает. Как оказалось, Олег Михайлович поджидал приму, которая в то время была известным, влиятельным человеком. И действительно, в скором времени Семеняка появилась. Они вместе подошли к портрету, поговорили. Вернулся он расстроенный: балерине не понравилась его работа. Преподаватель погрустил немного, а потом говорит: «Ну и ладно, я увидел ее такой». Он не изменил своей позиции. И этому учил своих студентов. А портрет этот потом много печатался и перепечатывался самыми разными изданиями. Так что не права была балерина… |
||
В сельской школе ведь как? Ученики с первого по четвертый класс сидели в одном кабинете. Помню, сделаем мы свое задание, а Жавдат-абый в это время рассказывает историю старшим классам, а мы, затаив дыхание, сидим слушаем. Вот этот метод обучения – из-за малокомплект-ности сельских школ – имеет свои плюсы: перейдя учиться в другую деревню, мы уже знали историю. |
||
|
||
«Классный руководитель Халида Шарифуллина
вкладывала в нас всю свою душу» |
||
Там у нас были другие учителя – Бриллиант Галямова, сильнейший физик Шагинур Шагитович Марданов, классный руководитель Халида Шарифуллина, учительница русского языка Халида Зайнуллина, учитель физкультуры Рауф Галямов – каждый из них вкладывал в нас душу. Педагоги старались говорить с нами о сложных, казалось бы, вещах простым, доступным языком, объяснять на жизненных примерах. Они проводили для нас факультативы, посвящали школе все свое свободное время. Только став взрослыми, мы поняли, насколько были преданы своей работе наши педагоги. В десятом классе я училась в Бавлах, и там у нас была очень сильная учительница по математике Сагида Мударисовна и классный руководитель-историк Ханиф Вильданов. |
||
|