Когда руководство ОАО «Сетевая компания» объявило о начале республиканского конкурса среди учителей на лучший план и разработку урока, классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Электробезопасность», оно, пожалуй, даже не подозревало, что на своих уроках о правилах безопасности смогут рассказать не только учителя основ безопасности жизнедеятельности и физики. | ||
Два варианта заданий ребята видели в своих ноутбуках, а третий – на интерактивной доске
|
||
Тем не менее, среди конкурсантов (еще вчера их было около 70!) оказались, например, преподаватели химии и даже татарского языка и литературы! Интересную конкурсантку «Новая неделя» нашла в школе №32 Набережных Челнов. «Связать можно любые темы» Учительница татарского языка и литературы школы №32 Разиля Салахова на личном примере доказала, что правила электробезопасности ученик может усвоить на любом уроке! – При желании связать можно какие угодно темы, – заверила Разиля Саитовна. – Обычно такие уроки называют комбинированными и ведут их два или три педагога. Но, думаю, намного проще для детей, когда их внимание удерживает один учитель, поэтому стараюсь самостоятельно объединять разные темы в один урок. Такие уроки я называю интегральными. По словам Разили Салаховой, чаще всего она соединяет татарский язык и татарскую литературу. Как известно, количество уроков постепенно сокращают, а материал для изучения остается в полном объеме. Так что на уроках грамматики или синтаксиса татарского языка Разиля Саитовна готовит для учеников примеры и задания, связанные с основными этапами жизни и творчества какого-нибудь татарского поэта или писателя. В итоге дети вместе с языковыми правилами усваивают и биографию автора, которого они должны изучать на уроке татарской литературы. Такая практика значительно экономит время без потери результата. |
||
Урок два в одном! – По такому же принципу я построила и урок на тему «Повторение сложноподчиненных предложений на примере правил электробезопасности», – объяснила Разиля Салахова. – То есть правила электробезопасности я записала в виде сложноподчиненных предложений и предложила ученикам разные виды работ. Открытый урок провела в девятом классе. Два варианта заданий ребята видели в своих ноутбуках, а третий – на интерактивной доске. Кроме того, учительница предложила детям тест из двух частей: первая – по синтаксису сложноподчиненных предложений, вторая – по электробезопасности. Составила Разиля Салахова и тексты из десяти предложений, каждое из которых сложноподчиненное, про шаровую молнию и безопасность в быту. Завершился урок показом слайдов, глядя на которые девятиклассники вспоминали подходящие правила. На картинках были изображены дети возле подстанции, оборванного провода и прочие опасные ситуации, связанные с электричеством. В качестве домашнего задания школьникам дали схемы сложноподчиненных предложений, по которым они должны были вспомнить правила электробезопасности. |
||
Инициативу поддержали Надо сказать, что инициативу участницы республиканского конкурса среди учителей на лучший план и разработку урока, классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Электробезопасность» Разили Салаховой с удовольствием поддержали в филиале ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети. На упомянутом открытом уроке присутствовала начальник отдела производственного контроля и охраны труда НчЭС Елена Нурбагандова, так что ребята задавали ей вопросы по только что пройденной теме. После урока Елена Нурбагандова выступила с лекцией по электробезопасности в актовом зале школы №32 перед восьми- и девятиклассниками. Кстати, ученики этой школы приняли активное участие в конкурсе плакатов, который Набережночелнинские электросети проводят ежегодно. В этом году ребята из 32-й школы отправили на суд жюри 124 работы! Старались все – и первоклашки, и десятиклассники! Так что в день лекции в актовом зале награждали победителей конкурса плакатов. – Занятия по электробезопасности мы регулярно проводим в дошкольных учреждениях, школах и вузах города, – поделилась с корреспондентом «Новой недели» Елена Нурбагандова. – Но со школой №32 и учительницей татарского языка и литературы Разилей Салаховой сотрудничаем очень плотно и плодотворно. Ученики ее класса даже приходили на экскурсию в Набережночелнинские электрические сети. Мы рассказали им о работе предприятия и о профессии электроэнергетика, чтобы дети присмотрелись к нашему делу. Кроме того, показали видеоматериалы на ту же тему. Думаю, ребята запомнили, каких правил нужно придерживаться, чтобы сберечь себя и не попасть под напряжение! |
||
|
||
Равнение на отряд! Надо сказать, что Разиля Салахова не ограничилась проведением урока на тему правил электробезопасности. Как руководитель – Мои ребята – настоящие первопроходцы! – с гордостью заявила Разиля Саитовна. – У них есть своя форма – оранжевые футболки, синие шарфы и бейджики с символикой ОАО «Татэнерго» и НчЭС. По-русски мы называемся «ЮНЭН», а по-татарски – «ЯШЭН» (сокращение от «Юный энергетик»). У отряда есть и свой гимн, музыку и слова к которому написала я сама. Кроме того, я сочинила стихи про электробезопасность на русском и татарском языках, с которыми дети выступают перед другими школьниками. Так что сейчас эти юные профессионалы уже способны проводить тематические лекции для малышей. Учителя начальных классов приносят свои расписания, и шестиклассники решают, когда лучше провести занятие по электробезопасности, которое занимает по времени примерно 20-25 минут. Постепенно отряд «Юный энергетик» начнет работу и с детскими садами, а когда отработает свое лекторское мастерство, и со старшими классами. – Детям очень нравится выступать с лекциями! – подчеркнула Разиля Салахова. – Они учатся держать себя перед аудиторией. Да и школьники, которые их слушают, воспринимают информацию от сверстников легче, чем от учителей. Вообще, я вижу, как отрядные дела сблизили мой 6 «А» класс! |