ГДЕ НАЙТИ «ЮНЫХ ЭНЕРГЕТИКОВ»?

Когда руководство ОАО «Сетевая компания» объявило о начале республиканского конкурса среди учителей на лучший план и разработку урока, классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Электробезопасность», оно, пожалуй, даже не подозревало, что на своих уроках о правилах безопасности смогут рассказать не только учителя основ безопасности жизнедеятельности и физики.
 

Два варианта заданий ребята видели в своих ноутбуках, а третий – на интерактивной доске
 

Тем не менее, среди конкурсантов (еще вчера их было около 70!) оказались, например, преподаватели химии и даже татарского языка и литературы! Интересную конкурсантку «Новая неделя» нашла в школе №32 Набережных Челнов.

«Связать можно любые темы»

Учительница татарского языка и литературы школы №32 Разиля Салахова на личном примере доказала, что правила электробезопасности ученик может усвоить на любом уроке!

– При желании связать можно какие угодно темы, – заверила Разиля Саитовна. – Обычно такие уроки называют комбинированными и ведут их два или три педагога. Но, думаю, намного проще для детей, когда их внимание удерживает один учитель, поэтому стараюсь самостоятельно объединять разные темы в один урок. Такие уроки я называю интегральными.

По словам Разили Салаховой, чаще всего она соединяет татарский язык и татарскую литературу. Как известно, количество уроков постепенно сокращают, а материал для изучения остается в полном объеме. Так что на уроках грамматики или синтаксиса татарского языка Разиля Саитовна готовит для учеников примеры и задания, связанные с основными этапами жизни и творчества какого-нибудь татарского поэта или писателя. В итоге дети вместе с языковыми правилами усваивают и биографию автора, которого они должны изучать на уроке татарской литературы. Такая практика значительно экономит время без потери результата.

 

 

Урок два в одном!

– По такому же принципу я построила и урок на тему «Повторение сложноподчиненных предложений на примере правил электробезопасности», – объяснила Разиля Салахова. – То есть правила электробезопасности я записала в виде сложноподчиненных предложений и предложила ученикам разные виды работ. Открытый урок провела в девятом классе. Два варианта заданий ребята видели в своих ноутбуках, а третий – на интерактивной доске.

Кроме того, учительница предложила детям тест из двух частей: первая – по синтаксису сложноподчиненных предложений, вторая – по электробезопасности. Составила Разиля Салахова и тексты из десяти предложений, каждое из которых сложноподчиненное, про шаровую молнию и безопасность в быту.

Завершился урок показом слайдов, глядя на которые девятиклассники вспоминали подходящие правила. На картинках были изображены дети возле подстанции, оборванного провода и прочие опасные ситуации, связанные с электричеством. В качестве домашнего задания школьникам дали схемы сложноподчиненных предложений, по которым они должны были вспомнить правила электробезопасности.

 

 

Инициативу поддержали

Надо сказать, что инициативу участницы республиканского конкурса среди учителей на лучший план и разработку урока, классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Электробезопасность» Разили Салаховой с удовольствием поддержали в филиале ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети. На упомянутом открытом уроке присутствовала начальник отдела производственного контроля и охраны труда НчЭС Елена Нурбагандова, так что ребята задавали ей вопросы по только что пройденной теме.

После урока Елена Нурбагандова выступила с лекцией по электробезопасности в актовом зале школы №32 перед восьми- и девятиклассниками. Кстати, ученики этой школы приняли активное участие в конкурсе плакатов, который Набережночелнинские электросети проводят ежегодно. В этом году ребята из 32-й школы отправили на суд жюри 124 работы! Старались все – и первоклашки, и десятиклассники! Так что в день лекции в актовом зале награждали победителей конкурса плакатов.

– Занятия по электробезопасности мы регулярно проводим в дошкольных учреждениях, школах и вузах города, – поделилась с корреспондентом «Новой недели» Елена Нурбагандова. – Но со школой №32 и учительницей татарского языка и литературы

Разилей Салаховой сотрудничаем очень плотно и плодотворно. Ученики ее класса даже приходили на экскурсию в Набережночелнинские электрические сети. Мы рассказали им о работе предприятия и о профессии электроэнергетика, чтобы дети присмотрелись к нашему делу. Кроме того, показали видеоматериалы на ту же тему. Думаю, ребята запомнили, каких правил нужно придерживаться, чтобы сберечь себя и не попасть под напряжение!

 

ПОТОРОПИТЕСЬ!
Напоминаем, что сегодня последний день приема заявок на участие в республиканском конкурсе среди учителей на лучший план и разработку урока, классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Электробезопасность»!
К основным целям конкурса, объявленного «Сетевой компанией», относится профилактика и предупреждение электротравматизма среди детей. При подведении итогов будет учтено соответ-
ствие материала целям конкурса, степень актуальности работы, самостоятельность при подготовке плана и разработки урока, классного часа или внеклассного мероприятия. Призовые места могут быть присуждены учителю или группе учителей.
Победителей конкурса наградят денежными призами (первое место – 50 тысяч, второе – 30 тысяч и третье – 15 тысяч рублей), а самых активных – поощрительными подарками. Материалы предоставляются или отправляются авторами в оригинале либо на электронных носителях. В сопроводительном письме нужно указать фамилию, имя и отчество автора, дату рождения, место работы, почтовый адрес, краткую биографию и координаты для связи.
Конкурсные материалы и сопроводительные документы можно отправить по адресам: 420094, Казань, ул. Бондаренко, 3 или 420066, Казань, ул. Чистопольская, д. 5, а/я 135. Подробную информацию можно узнать по телефонам: 291-84-04, 292-36-53, а также по электронной почте: BikchurovRR@netcom.tatenergo.ru или magrifat@inbox.ru. Победителей наградят 22 декабря.

Равнение на отряд!

Надо сказать, что Разиля Салахова не ограничилась проведением урока на тему правил электробезопасности. Как руководитель
6 «А» класса она задумала создать на его базе отряд юных энергетиков. Идея возникла неожиданно, ведь до сих пор такого отряда не было не только в городе, но и в республике!

– Мои ребята – настоящие первопроходцы! – с гордостью заявила Разиля Саитовна. – У них есть своя форма – оранжевые футболки, синие шарфы и бейджики с символикой ОАО «Татэнерго» и НчЭС. По-русски мы называемся «ЮНЭН», а по-татарски – «ЯШЭН» (сокращение от «Юный энергетик»). У отряда есть и свой гимн, музыку и слова к которому написала я сама. Кроме того, я сочинила стихи про электробезопасность на русском и татарском языках, с которыми дети выступают перед другими школьниками.
Ребят из отряда «Юный энергетик» перед публичными лекциями подготовили на славу! Кроме того, что побывали на экскурсии в НчЭС, они прослушали и специальный курс лекций на тему электробезопасности. Разиля Салахова подготовила презентации, по которым ученики закрепили усвоенный в НчЭС материал.

Так что сейчас эти юные профессионалы уже способны проводить тематические лекции для малышей. Учителя начальных классов приносят свои расписания, и шестиклассники решают, когда лучше провести занятие по электробезопасности, которое занимает по времени примерно 20-25 минут. Постепенно отряд «Юный энергетик» начнет работу и с детскими садами, а когда отработает свое лекторское мастерство, и со старшими классами.

– Детям очень нравится выступать с лекциями! – подчеркнула Разиля Салахова. – Они учатся держать себя перед аудиторией. Да и школьники, которые их слушают, воспринимают информацию от сверстников легче, чем от учителей. Вообще, я вижу, как отрядные дела сблизили мой 6 «А» класс!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*