Обратный отсчет пошел. Времени до того момента, когда выпускники этого года «уйдут со школьного двора» и ступят на двор вузовский, остается всего ничего – два с небольшим месяца. Одни уже сделали свой выбор и наметили список институтов и университетов, которые будут «штурмовать», другим только предстоит определиться. За тем, как развивается ситуация вокруг поступления-2011, с интересом и легким беспокойством следят в челнинских вузах, ведь каждый из них кровно заинтересован, чтобы абитуриент отдал предпочтение именно ему… Об этом и не только мы решили поговорить за «круглым столом» с нашими экспертами. |
|||||
Беседа, как и следовало ожидать, получилась эмоциональная и захватывающая, потому что, отвечая на наши простые вопросы о челнинской высшей школе, собеседники «Недели» одну за другой поднимали проблемы всего российского просвещения. И выяснили: а ведь их не меньше, чем в медицине! Просто язвы здравоохранения – на виду, на поверхности, а вот болезни системы образования – что называется, «отложенного действия», проявятся в будущем. Тем тревожнее становится за него. За будущее… |
|||||
За образованием не надо далеко ездить – Можно ли получить достойное образование, не уезжая далеко из родного города? Ректор Набережночелнинского государственного торгово-технологического института Виктор Суворов:
|
|||||
|
|||||
Не так давно в Набережных Челнах прошла отчетная сессия городского Совета, на которой обсуждались вопросы кадрового голода в системе здравоохранения: нет квартир, нет материальных стимулов для привлечения специалистов в наш город… А что, в образовании все вопросы решены? Конечно же, достойное, качественное образование можно получить в устоявшемся историческом университетском центре – в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Потому что там особая атмосфера, своя философия, своя культура. Но, во-первых, для нашего абитуриента это будет очень дорого стоить, а во-вторых, вряд ли, пройдя там обучение, он вернется в наш город. Но когда сегодня предлагают сделать кого-то чьим-то филиалом, а пединститут ликвидировать, потому что есть педагогические университеты, я воспринимаю это как попытку изгнать образование из нашего города. Это трагедия. Потому что профессура задумается: стоит ли оставаться в Набережных Челнах, если нет перспектив? Да и молодежи здесь делать будет нечего. И люди разъедутся! Ну сколько можно инвестировать в перенасыщенную кадрами Москву?! Проблем достойного образования в Набережных Челнах, как и везде, много. Но если мы скоординируем усилия, если каждый из нас будет работать над системой менеджмента качества в своем учебном заведении, скоординирует разрозненные планы и программы, то, наверное, мы улучшим качество образования в городе и сделаем его привлекательным не только для местных, но и для иногородних абитуриентов. Проректор по учебно-воспитательной работе ИНЭКА Геннадий Маврин: – Особенность Набережных Челнов заключается в том, что мы, здесь находящиеся высшие учебные заведения, имеем реальную возможность тесно сотрудничать с предприятиями-заказчиками наших образовательных услуг. И когда на республикан-ских и российских конференциях мы рассказываем о контактах с работодателями, коллеги нам завидуют. Потому что видят, что именно в провинции сохранились золотые крупицы советского образования. Недавно ИНЭКА предложили вступить в Международное общество по инженерной педагогике (IGIP), что даст нам возможность формировать совместные образовательные программы и сертифицировать наших преподавателей как преподавателей инженерных знаний европейского уровня. Кроме того, мы имеем договоры о сотрудничестве с университетами Европы (Англия, Италия, Германия, Австрия), Северной Америки (Канада, США). Я хочу сказать, что благодаря современным информационным технологиям, у вузов появились возможности реально выйти в открытое международное образовательное пространство и сотрудничать с ведущими университетами мира. Поэтому за качественным образованием можно далеко не ездить – оно может быть получено и в Набережных Челнах. |
|||||
Страдают все – Многие выпускники школ, чего уж греха таить, не связывают свои планы с челнинскими вузами. Что бы вы им сказали, будь у вас такая возможность? Геннадий Маврин:
|
|||||
С одной стороны, наш город будет страдать от того, что подавляющее большинство уехавших выпускников никогда не вернется обратно. Другое обстоятельство связано с тем, что жить на «чужбине» – в Москве, Санкт-Петербурге и даже Казани – очень дорого. Ни для кого не секрет: даже когда юноша или девушка поступает на бюджетное отделение столичного вуза, родители несут большие издержки, чем если бы они оказались на платном обучении у нас. В какой-то мере страдают и они. Другая проблема заключается в том, что и жить в большом городе сейчас сложно. Знаю много случаев, когда талантливые дети оказались не в состоянии закончить вузы в Москве и Санкт-Петербурге, а их изначально менее способные одноклассники, закончившие наш вуз, добились больших успехов. Поэтому из прин-ципа территориальности и, если хотите, любви к «малой родине», призываю выпускников средних школ обратить внимание на челнинские вузы. |
|||||
Директор Набережночелнинского филиала «Академии управления «ТИСБИ» Ирина Комадорова: |
|||||
Но мы по-прежнему переживаем проблему оттока специалистов. И она действительно очень серьезна. Если ее не переломить, очень скоро мы столкнемся с ситуацией 90-х, когда вроде бы и из кризиса выходим, а работать некому. И специалистов нет… |
|||||
Москва – это еще не вся Россия |
|||||
– Простой вопрос: что делать, чтобы челнинская молодежь не уезжала? Геннадий Маврин: – Должна быть подготовлена городская программа закрепления перспективной молодежи за вузами нашего города. Известно, что во все времена талантами славилась именно провинция. А если таланты будут растворяться в столичной среде, пострадает и наш город, и провинциальные вузы, и система регионального образования, и региональная экономика. Посмотрите внимательно на систему высшего образования в ведущих странах мира! Там многие вузы располагаются не в столицах, а в малых городах и даже в небольших поселениях! И это не мешает им давать образование мирового уровня… |
|||||
Директор Набережночелнинского филиала Приволжского (Казанского) государственного университета Анатолий Макаров: – На одном из совещаний ректоров, когда я выразил обеспокоенность тем, что наши выпускники уезжают из Челнов и поступают в столичные вузы, мне возразили: мол, разве это плохо? На первый взгляд, нет, неплохо. Но вместе с ними уходят и деньги города, семьи, вложенные в этих ребят, сводятся на нет усилия учителей… Это значит, что через пять лет они не пополнят ряды челнинских специалистов и не принесут никакой пользы родному городу. На языке экономики это называется «упущенная выгода». |
|||||
|
|||||
Исторически так сложилось, что образовательными центрами становились крупные старинные города. Набережные Челны пока к таковым отнести сложно. Но если мы хотим «европейского формата», образование у нас должно быть в приоритете, и в контексте программы развития города не мешало бы об этом задуматься. Не так давно мэр Казани Метшин дал задание международным аудиторам выявить изюминку татарстанской столицы, чтобы в дальнейшем позиционировать город. Изюминка эта, сказали специалисты, – КГУ. И сейчас во время новостных передач за спиной ведущих мы можем видеть колонны – визитную карточку Казанского университета. То же самое должно быть и у нас. Набережные Челны – особый город. В свое время сюда съехались выходцы из близлежащих деревень. Не секрет, немало среди жителей и амнистированных преступников, авантюристов… Требуется достаточно долгое время, чтобы в городе сложились свои традиции, в том числе традиции вузовской интеллигенции, которая является неотъемлемой частью культуры городов во всем мире. У нас очень тоненькая культурная прослойка, и формировать ее можно только через вузы. Программа напрашивается сама собой: необходимо привлечь к ней представителей городской власти, ведущие вузы Набережных Челнов, социологов. Это вопрос нашего будущего. |
|||||
Что мы делаем, – Хорошо, о необходимости городской программы мы поговорили. Но с чего она должна начинаться? Директор Центра по связям с общественностью Татьяна Бычкова: |
|||||
Мы говорим: нам не хватает одаренных детей. А мы что-то делаем, чтобы помочь им остаться? Если посмотреть план управления образования, чего только не предлагают вузы выпускникам школ: конкурсы, олимпиады, тестирования, брейн-ринги… Но это все нужно систематизировать, привести в порядок! Да, в данный момент работодателю подавай инженеров, но проблема в том, что не востребованные рынком труда сейчас юристы и экономисты могут понадобиться через несколько лет. Кто нам скажет, когда?.. И потом, хорошо, мы дадим достойное образование – скажем, выпустим очень хорошего политолога, – но примет ли рынок этого специалиста? Куда, простите, он пойдет в Набережных Челнах?! Виктор Суворов: – Что мы, вузы, имеем сегодня? У нас есть образовательные стандарты, которые мы создаем, наполняем содержанием, в соответствии с ними ведем учебный процесс, выпускаем студентов и ведем за ними контроль. Все это, подчеркну, делаем мы. Но, если брать за образец западные вузы, нужны не образовательные, а профессиональные стандарты, подготовленные работодателем. В таком случае в них уже будет прописан уровень компетенции, которого от специалистов ждут предприятия. Они смогут стимулировать не только учащихся на отличную учебу, но и преподавателей – на подготовку перспективных, отвечающих современным требованиям профессионалов. А вузы, в свою очередь, сосредоточатся на повышении качества образования. Это-то и будет способствовать закреплению молодежи в городе. На мой взгляд, один из главных пунктов городской программы состоит в том, чтобы квотировать рабочие места для выпускников местных вузов и сделать льготное налогообложение для предприятий, которые возьмутся за подготовку профессиональных стандартов. Это узловые пункты программы. Необходимо провести мониторинг и унификацию специальностей в Набережных Челнах, чтобы вне зависимости от того, нравятся или не нравятся нам новые образовательные стандарты, давать фундаментальные знания учащимся. Ирина Комадорова: – Есть некоторые опасные моменты в том, что вы сказали. Отдавая подготовку профессиональных стандартов работодателю, надо посмотреть, какие у него задачи. Согласитесь, это задачи сегодняшнего дня. Но цель высшего профессионального образования, помимо прочего, – научить студентов тому, что, возможно, понадобится через 10, 15, 20 лет. То есть научить мыслить на перспективу и самостоятельно получать знания. Поэтому полностью отдавать стандарты на откуп работодателю я не согласна. Геннадий Маврин: – К сожалению, в этом плане мы чрезвычайно отстали от Запада. В США, например, вообще нет образовательных стандартов – только профессиональные, на которые и ориентируются вузы. И в принципе, у них там катастрофическая свобода (в положительном смысле слова)! Приезжаешь в какой-нибудь американский университет, спрашиваешь преподавателя: «Сколько у вас занятий в неделю?» – «Две лекции, а в остальное время я к ним готовлюсь и занимаюсь научными исследованиями». А у меня, когда я приехал в КамПИ, было 15 групп и 30 часов аудиторных занятий в неделю. Может ли после этого преподаватель заниматься наукой и учебно-методической работой? Да он уже выдохся к концу дня! Мы говорим о том, что должны следовать новым образовательным технологиям, отходить от традиционного чтения лекций, но при этом у нас все равно колоссальные объемы аудиторных занятий. Мы не против, но и не в состоянии реализовать все «хотелки» Министерства образования! Если по-честному, никуда не годны федеральные государственные стандарты, а примерные образовательные программы, которые выставляют в качестве образцовых ведущие вузы, – это профанация, полнейшее безобразие! Это путь к разрушению высшего образования в России. Единственный выход сейчас – теснейшее взаимодействие с работодателями.. Виктор Суворов: – У меня маленькая поправочка: вы говорите «путь к разрушению образования». А на мой взгляд, мы уже завершаем этот путь… |
|||||
|