ИНЖЕНЕРЫ ВСЕГДА В ЦЕНЕ

Задайте нынешнему абитуриенту вопрос – как выбирал он специальность, прежде чем подать документы в вуз? Почему не пошел в космонавты, летчики, почему выпускница школы отказалась от актерской карьеры? Потому что современные молодые люди умеют оставлять небо журавлям, выбирая себе синицу. Будущая специальность теперь определяется простым и надежным принципом: чтобы работа была.

 

Именную стипендию
Олега Морозова в этом году
получил магистр
автомеханического факультета ИНЭКА Алмаз Самигуллин

 

Штучный продукт

Перечень востребованных профессий прямо зависит от экономических стратегий государства. Так, стратегия развития автомобильной промышленности, столь значимая для родины КАМАЗов, определяет растущую потребность в инженерах. Дефицит специалистов в этой области сегодня определяется не только количеством выпускников, но и качеством их подготовки. Совсем недавно президент России Дмитрий Медведев определил требования к квалификации выпускников такими словами: «Инженер – это штучный, адресный продукт, ориентированный на конкретное производство».

Потребность в инженерах остается высокой и в пределах автограда. В Набережных Челнах специалистов этой отрасли готовят на автомеханическом факультете ИНЭКА, но пока выпускников не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить запросы предприятий. Во многих структурных подразделениях ОАО «КАМАЗ», таких, как НТЦ, автомобильный завод, ОАО «Ремдизель», Торгово-финансовая и Внешнеторговая компании, постоянно имеются вакансии для трудоустройства инженеров. Для ОАО «КАМАЗ», так же как и для компаний «ТрансТехСервис», «Сапсан», транспортная компания ОАО «Татнефть», «ЕЛАЗ» и других предприятий среднего и малого бизнеса автомеханический факультет ИНЭКА готовит специалистов на основе партнерских договоров, сотрудничество носит системный характер.

– Сейчас мы рассматриваем варианты сотрудничества с Sollers, – дополняет декан факультета Рифат Хабибуллин. – И все это – составляющие системы целевой подготовки: ребята занимаются персонально по конкретным заявкам будущего работодателя. Ведь мы готовим инженерные кадры по целому спектру специальностей, обеспечивающих весь жизненный цикл автомобильной техники, включая дизайнерские и конструкторские разработки, эксплуатацию, сервис, логистику, реновацию… Будущие инженеры обучаются у нас по 17 специальностям, а целевая подготовка направлена на то, чтобы обеспечить «адресность» получаемых знаний и навыков, поскольку подразумевает тесное сотрудничество студента с производством на стадии обучения, включая выполнение курсовых проектов и его научную работу по заданной предприятием проблематике.

Секреты успеха

Как следует из пояснений Рифата Хабибуллина, работа студента с будущим работодателем начинается с третьего или четвертого курса. Например, по заявкам НТЦ «КАМАЗа» ребят отбирают на четвертом курсе: сначала они проходят конкурсное тестирование, порядка трех человек на место. Для укомплектованной группы по субботам проводятся занятия по дополнительному учебному плану, затем каждый из них проходит производственную практику на конкретном рабочем месте. Пятикурсники уже работают на производстве, с 8 часов утра до полудня, а в 13 часов у них начинаются занятия в вузе. Курсовые и дипломные проекты таких студентов ориентированы на решение конкретной производственной проблемы. Причем разработки по данной тематике могут продолжаться, если студент поступает в аспирантуру или магистратуру. Кроме того, студенты ИНЭКА, прошедшие целевую подготовку, завоевывают первые места на крупных конкурсах.

– В этом году в заключительном туре Всероссийского смотра-конкурса дипломных проектов по специальности «Сервис» мы победили в 9 из 18 номинаций. Тут уже есть чем гордиться, – подчеркивает декан, но главный козырь оставляет напоследок:

– За победу в этом конкурсе борется порядка 70-80 российских вузов. Как нам удается всех обойти? Секрет прост – мы используем только современные, актуальные технологии, которые будут применяться на производстве. Ведь наши дипломы пишутся по заявкам работающих предприятий.

В этом году ИНЭКА переходит на новую пока для России двухуровневую систему подготовки, включающую бакалавриат и магистратуру. Автомеханический факультет в этой связи обновился двумя специальностями: «Системный анализ и управление», а также «Информационные системы и технологии».

Пока в иных вузах инженерной грамоте все еще обучают у кульмана, руководство ИНЭКА отдает себе отчет в том, что инженер без компьютера сегодня неконкурентоспособен. Информационные технологии активно используются автомобилестроителями не только при проектировании, но и технологами – на этапах производства, а также инженерами в областях эксплуатации и сервиса. Студент ИНЭКА хорошо понимает, что даже место водителя – это не просто кресло, поскольку изучает современные программные комплексы, где посредством использования электронного манекена все движения водителя разбиваются на микродвижения, трудоемкость которых можно посчитать и оценить.

Три кита
высшей школы

Поддерживать материально-техническую базу в актуальном состоянии факультету помогает тесное сотрудничество с «КАМАЗом». В прошлом году, например, факультет получил из НТЦ автомобильные узлы и агрегаты на общую сумму 1,5 млн. руб. Лицензионное программное обеспечение позволяет использовать в учебном процессе инновационные образовательные технологии, в том числе виртуальные лаборатории и тренажеры. На реальных моделях проводятся только испытания.

– Триада высшей школы – это актуальная учебно-методическая литература, материально-техническая база, и, конечно же, профессорско-преподавательский состав, – подчеркивает Рифат Хабибуллин. – Нужно постоянно поддерживать квалификацию преподавателей. Мы осуществляем это благодаря стажировкам на профильных предприятиях. И до сих пор нам удается превышать вузовский норматив как по общей остепененности, так и по количеству докторов наук. Удается, в частности, за счет притока молодежи: наши студенты активно занимаются научной работой и получают ученые степени. В прошлом году кандидатские диссертации на факультете защитили шесть человек, успешно прошла защита докторской. Все защитившиеся остались на наших кафедрах. Это в значительной степени дает уверенность в том, что автомеханический факультет сможет готовить кадры для новой экономики.

На правах реклмы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*