На прошлой неделе в Казани лучшим представителям регионального телевизионного цеха вручили премию «ТЭФИ-регион-2012». Вручать призы и проводить семинары по актуальным проблемам и телемастерству в Казань съехались именитые российские деятели – Владимир Познер, Светлана Сорокина. Свою оценку состоянию региональной тележурналистики в интервью «Новой неделе» дала одна из гостей церемонии – член жюри «ТЭФИ-регион», известный телережиссер-документалист Оксана Барковская.
Местные новости подстроены под власть
– Оксана, насколько, по-вашему, изменилась за последние годы как новостная, так и близкая вам документальная и просветительская журналистика?
– Тележурналистика меняется, потому что времена меняются – 10 лет назад телевидение было совсем другим. Но меняется не только телевидение, но и отношение журналистов к своей профессии. Те, кто, к примеру, трудятся ныне в информационном вещании, работают, в первую очередь, для того, чтобы прокормить свою семью, не потерять работу, и таким образом, являются обслугой региональной или местной власти.
Этого, конечно, быть не должно, но это проблема не региональной журналистики, а журналистики нашей страны в целом. Просто в регионах это более заметно, поэтому в местных новостях все выглядит однобоко, все подстроено под мэров, губернаторов. Но это все зеркало того, что происходит в стране! Тем не менее, и в этой ситуации многие журналисты понимают: главное – не быть кривым зеркалом.
Что касается документального кино и просветительских работ, то тут ситуация за последний год кардинально поменялась: на конкурс было представлено много сильных работ, которые сделали бы честь любому федеральному каналу. Вы знаете, нам даже было трудно определить тройки победителей – мы даже несколько раз переголосовывали.
– Что отличало эти работы? Может быть, гражданственность, которой практически нет в работах федеральных телеканалов?
– В просветительских работах это была, прежде всего, глубина: человек не просто занимался «акынством» (то есть «что вижу, о том и пою»), а докапывался до истины и рассказывал ее зрителю – действительно занимался просвещением (финалисты номинации – фильмы «Усть-Яндома» (Петрозаводск), «Бродский. Гиперссылка» (Архангельск) и «Нетуристы» (Калининград) – прим. ред.).
А работы в номинации «Документальное кино» были очень разными. Одна работа «Япония. Я не боюсь» – более репортерская: ребята с питерского канала «100 ТВ» поехали в Японию и рассказали о том, что там произошло во время прошлогодних землетрясения и цунами, а победитель в этой номинации – работа из Хакасии «Царский курган» для нас стала настоящим открытием: мы вообще не знали, что такие потрясающие места существуют в России! Гражданской же была третья работа – это фильм «Нулевые» журналиста красноярской телекомпании «ТВК» Вадима Вострова. Работа по-своему была оппозиционной (хотя говорят, что у нас не может быть оппозиционного кино), но не стала победителем, потому что все-таки показанное в картине выглядело однобоко, без учета другой позиции.
Спасать раненого или снимать кино?
– Когда в Казани проходили семинары, о чем вам говорили ваши региональные коллеги?
– Как ни странно, региональные коллеги не говорили о трудностях – они чаще спрашивали у нас каких-то советов. Хотя я понимаю, насколько сложно им работать в регионах: у телекомпаний очень низкие бюджеты, а это сразу же отражается на качестве работы. Если человек понимает, что ему на замысел никто не даст денег, ему обидно, и это главная трудность. Что касается советов, то они касались того, что, к сожалению, многие работы неправильно снимают с технической точки зрения: практически все региональные студии страдают плохой операторской работой, хотя при всем этом перед нами может быть хорошая задумка фильма и прекрасный текст к нему. И я понимаю, почему сейчас многие серьезные телекомпании приглашают для своих проектов операторов из Москвы и Санкт-Петербурга.
– Прекрасная операторская работа – это огромный процент успеха?
– В процентах не могу сказать. Если нужна сенсация, хорошую видеоработу можно снять и на мобильный телефон, но ведь дело не в этом – важно же, что снимаешь. Я думаю, каждая региональная телекомпания должна просто либо очень серьезно относиться к тем операторам, которые у нее работают, либо отправлять их на обучение в Москву и Санкт-Петербург и не жалеть на это денег. Потому что телевидение по-прежнему ближе всех из СМИ российскому человеку, и соответственно, видеоряд в телеработах очень важен. Впрочем, отправлять на учебу нужно, конечно, и режиссеров, и авторов.
– Вы хотите сказать, что и уровень тележурналистов понемногу падает?
– В целом, уровень журналистов хороший, но их беда в том, что они не умеют нормально говорить по-русски: в работах неправильно строятся предложения, плохо выстроена логика материала. Но должна сказать, что, работая продюсером в столице, я видела, что и в Москве журналисты совершали порой такие же ошибки. Нужно учиться, много смотреть и много читать – журналист ежедневно должен повышать свое качество, и тогда он будет на уровне. Информационное пространство движется вперед быстрее, чем мы, поэтому нужно за всем успевать следить, чтобы действительно называться журналистом.
Не жалеть денег на развитие
– Журналисту, как мне думается, еще важно не терять равнодушие. Согласитесь?
– Если человек равнодушный, холодный, без искры, он не должен работать в нашей профессии – пусть лучше продает пирожки, чистит улицы, вышивает крестиком. А журналист – не только разносчик информации, он не только делится с людьми тем, что знает и видит. Это человек, который должен проявлять неравнодушие ко всему, что происходит в стране и что его окружает.
– Вы увидели такие неравнодушные работы на «ТЭФИ-регион-2012»?
– Да, таких работ было много, и самой неравнодушной работой, работой, которая меня потрясла, был фильм журналистов из Башкортостана «Капля жизни» – фильм о девочке, которая лечилась от онкологии. Хотя она говорит о страшных вещах – к примеру, о том, как рядом умирают дети, фильм не пытается, как многие другие, выдавить из человека слезу: есть просто судьба, и она перед нами, на ладошке.
– А как вы отнесетесь к мнению одной кировской тележурналистки, что в новостной журналистике важен, прежде всего, цинизм – иначе объективности и непредвзятости в новостном материале не добиться?
– Цинизм может быть в любой профессии. Вы знаете, в журналистской профессии идет давний спор: к примеру, журналист снимает войну, и вдруг у него на глазах стреляют в человека. Что он должен делать – бросать камеру и спасать раненого или снимать? Трудно сказать, что правильнее, и у каждого будет своя правда. Человек, который снимает войну, скажет: «Я хочу показать вам войну, чтобы вы знали, как это страшно». А я бы решила спасти человека.
Беседовал Сергей КОЧНЕВ.
05.12.2012 в 22:05
Согласен с Оксаной во всем. Сегодняшние журналисты — в большинстве своем копирайтеры. Они не думают — они просто воспроизводят информацию, максимум — делают ее удобоваримой. Но вот мыслящих, приглашающих читателя-зрителя к размышлению — единицы. Рад, что такие работают в вашей газете. Успехов!