«Если журналист равнодушный – пусть лучше пирожки продаёт!»

На прошлой неделе в Казани лучшим представителям регионального телевизионного цеха вручили премию «ТЭФИ-регион-2012». Вручать призы и проводить семинары по актуальным проблемам и телемастерству в Казань съехались именитые российские деятели – Владимир Познер, Светлана Сорокина. Свою оценку состоянию региональной тележурналистики в интервью «Новой неделе» дала одна из гостей церемонии – член жюри «ТЭФИ-регион», известный телережиссер-документалист Оксана Барковская.

Местные новости подстроены под власть

– Оксана, насколько, по-вашему, изменилась за последние годы как новостная, так и близкая вам документальная и просветительская журналистика?

Тележурналистика меняется, потому что времена меняются – 10 лет назад телевидение было совсем другим. Но меняется не только телевидение, но и отношение журналистов к своей профессии. Те, кто, к примеру, трудятся ныне в информационном вещании, работают, в первую очередь, для того, чтобы прокормить свою семью, не потерять работу, и таким образом, являются обслугой региональной или местной власти.

Этого, конечно, быть не должно, но это проблема не региональной журналистики, а журналистики нашей страны в целом. Просто в регионах это более заметно, поэтому в местных новостях все выглядит однобоко, все подстроено под мэров, губернаторов. Но это все зеркало того, что происходит в стране! Тем не менее, и в этой ситуации многие журналисты понимают: главное – не быть кривым зеркалом.

Что касается документального кино и просветительских работ, то тут ситуация за последний год кардинально поменялась: на конкурс было представлено много сильных работ, которые сделали бы честь любому федеральному каналу. Вы знаете, нам даже было трудно определить тройки победителей – мы даже несколько раз переголосовывали.

Что отличало эти работы? Может быть, гражданственность, которой практически нет в работах федеральных телеканалов?

– В просветительских работах это была, прежде всего, глубина: человек не просто занимался «акынством» (то есть «что вижу, о том и пою»), а докапывался до истины и рассказывал ее зрителю – действительно занимался просвещением (финалисты номинации – фильмы «Усть-Яндома» (Петрозаводск), «Бродский. Гиперссылка» (Архангельск) и «Нетуристы» (Калининград) – прим. ред.).

А работы в номинации «Документальное кино» были очень разными. Одна работа «Япония. Я не боюсь» – более репортерская: ребята с питерского канала «100 ТВ» поехали в Японию и рассказали о том, что там произошло во время прошлогодних землетрясения и цунами, а победитель в этой номинации – работа из Хакасии «Царский курган» для нас стала настоящим открытием: мы вообще не знали, что такие потрясающие места существуют в России! Гражданской же была третья работа – это фильм «Нулевые» журналиста красноярской телекомпании «ТВК» Вадима Вострова. Работа по-своему была оппозиционной (хотя говорят, что у нас не может быть оппозиционного кино), но не стала победителем, потому что все-таки показанное в картине выглядело однобоко, без учета другой позиции.

Спасать раненого или снимать кино?

Когда в Казани проходили семинары, о чем вам говорили ваши региональные коллеги?

– Как ни странно, региональные коллеги не говорили о трудностях – они чаще спрашивали у нас каких-то советов. Хотя я понимаю, насколько сложно им работать в регионах: у телекомпаний очень низкие бюджеты, а это сразу же отражается на качестве работы. Если человек понимает, что ему на замысел никто не даст денег, ему обидно, и это главная трудность. Что касается советов, то они касались того, что, к сожалению, многие работы неправильно снимают с технической точки зрения: практически все региональные студии страдают плохой операторской работой, хотя при всем этом перед нами может быть хорошая задумка фильма и прекрасный текст к нему. И я понимаю, почему сейчас многие серьезные телекомпании приглашают для своих проектов операторов из Москвы и Санкт-Петербурга.

Прекрасная операторская работа – это огромный процент успеха?

– В процентах не могу сказать. Если нужна сенсация, хорошую видеоработу можно снять и на мобильный телефон, но ведь дело не в этом – важно же, что снимаешь. Я  думаю, каждая региональная телекомпания должна просто либо очень серьезно относиться к тем операторам, которые у нее работают, либо отправлять их на обучение в Москву и Санкт-Петербург и не жалеть на это денег. Потому что телевидение по-прежнему ближе всех из СМИ российскому человеку, и соответственно, видеоряд в телеработах очень важен. Впрочем, отправлять на учебу нужно, конечно, и режиссеров, и авторов.

Вы хотите сказать, что и уровень тележурналистов понемногу падает?

– В целом, уровень журналистов хороший, но их беда в том, что они не умеют нормально говорить по-русски: в работах неправильно строятся предложения, плохо выстроена логика материала. Но должна сказать, что, работая продюсером в столице, я видела, что и в Москве журналисты совершали порой такие же ошибки. Нужно учиться, много смотреть и много читать – журналист ежедневно должен повышать свое качество, и тогда он будет на уровне. Информационное пространство движется вперед быстрее, чем мы, поэтому нужно за всем успевать следить, чтобы действительно называться журналистом.

Не жалеть денег на развитие

Журналисту, как мне думается, еще важно не терять равнодушие. Согласитесь?

– Если человек равнодушный, холодный, без искры, он не должен работать в нашей профессии – пусть лучше продает пирожки, чистит улицы, вышивает крестиком. А журналист – не только разносчик информации, он не только делится с людьми тем, что знает и видит. Это человек, который должен проявлять неравнодушие ко всему, что происходит в стране и что его окружает.

– Вы увидели такие неравнодушные работы на «ТЭФИ-регион-2012»?

– Да, таких работ было много, и самой неравнодушной работой, работой, которая меня потрясла, был фильм журналистов из Башкортостана «Капля жизни» – фильм о девочке, которая лечилась от онкологии. Хотя она говорит о страшных вещах – к примеру, о том, как рядом умирают дети, фильм не пытается, как многие другие, выдавить из человека слезу: есть просто судьба, и она перед нами, на ладошке.

– А как вы отнесетесь к мнению одной кировской тележурналистки, что в новостной журналистике важен, прежде всего, цинизм – иначе объективности и непредвзятости в новостном материале не добиться?

– Цинизм может быть в любой профессии. Вы знаете, в журналистской профессии идет давний спор: к примеру, журналист снимает войну, и вдруг у него на глазах стреляют в человека. Что он должен делать – бросать камеру и спасать раненого или снимать? Трудно сказать, что правильнее, и у каждого будет своя правда. Человек, который снимает войну, скажет: «Я хочу показать вам войну, чтобы вы знали, как это страшно». А я бы решила спасти человека.

Беседовал Сергей КОЧНЕВ.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Согласен с Оксаной во всем. Сегодняшние журналисты — в большинстве своем копирайтеры. Они не думают — они просто воспроизводят информацию, максимум — делают ее удобоваримой. Но вот мыслящих, приглашающих читателя-зрителя к размышлению — единицы. Рад, что такие работают в вашей газете. Успехов!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*