«ЗА ТАКОГО ГЕРОЯ, КАК МАВРОДИ, СТАНОВИТСЯ СТЫДНО»

МММ. Эти три буквы околдовали в 1994 году сотни тысяч россиян, поверивших обещанию основателя фирмы «МММ» Сергея Мавроди обогатить их за короткое время и доверивших ему свои немалые сбережения. Когда финансовая «пирамида» благополучно рухнула, для жителей страны Мавроди стал человеком, обокравшим чуть ли не всех и каждого. Таковым он остался и по сей день, хотя новый фильм об отце-основателе МММ «ПираМММида», вышедший в апреле на экраны, говорит об обратном.

 

Фильмы о 90-х должны быть реальными, потому что это время чудовищного абсурда

 

О том, почему Мавроди в этой картине показан не мошенником, а одаренным математиком, как нужно снимать фильмы о лихих 90-х, «Новой неделе» рассказывает известный российский кинообозреватель Александр Шпагин.

Давить гадов!

– На самом деле в фильме «ПираМММида» все выглядит просто и не требует какого-то серьезного осмысления, – считает Александр Шпагин. – Это типичный образец кино, рожденный еще во времена Сталина в биографических картинах «Адмирал Ушаков», «Кутузов», трилогии о Максиме, и отчасти возрождавшийся потом в производственных фильмах 70-х годов. Перед нами Мавроди-Мамонтов (актер Алексей Серебряков –
С. К.) – идеализированный великий гражданин, который любит народ, страдает за него, мечтает сделать Россию процветающей, совершает ради родины великие подвиги. Правда, не военные, как в фильмах сталинской эпохи, или производственные в картинах 70-х, а очень сомнительные. Тем не менее, он показан светочем, прямо-таки ангелом божьим, что вдвойне противно. У Мавроди-Мамонтова есть друзья и враги. Первые ему помогают, а вторые мешают, не гнушаясь никаких подстав, и даже совершают абсолютно бессмысленные убийства, чтобы показать свою гадкость, не более как Фантомас.

Удачных биографических картин в советском кино было немного – это, в первую очередь, «Андрей Рублев», «Баллада о Беринге» и «Михайло Ломоносов». Секрет их успеха заключался в том, что главный герой был в фильме «утоплен», то есть находился на втором плане, а основой картины была эпоха, люди вокруг героя и мысль автора.

Если же на первый план выходит сам герой, биографическая схема будет довлеть над режиссером. А если в роли спасителя нации предстает еще Мавроди, создается с одной стороны ощущение жалкой пародии, с другой – подлости и подставы, потому что за такого героя становится стыдно. У меня не возникало бы чувства стыда, если бы фильм «ПираМММида» был бездарный. Но картина очень крепкая в драматургии упомянутого мною сталинского образца и в режиссерской работе, благодаря чему хорошо смотрится.

В том, что «ПираМММида» хорошо смотрится, как раз и есть большая опасность, поскольку рядовые зрители, посмотрев подобные фильмы, легко поймут, на кого им надо ориентироваться. Сегодня ненависть наших людей проецируется на олигархов, чиновников-воров, а тут показано, что любящий народ Мавроди хотел создать рай на земле, а ему этого не дали власти и олигархи. Какой вывод делает зритель? Давить гадов! А вот за что посадили Мавроди, в картине непонятно, и это очень серьезная недоработка. Получается, фильм уводит зрителя и от сложностей жизни 90-х, и от ее драматизма. К счастью, большого успеха картина не имеет, а если бы имела, то тут просто вешаться надо было.

Могли ли в этом фильме показать, что большая халява, лень, вера в красивые обещания и жадность нашего человека – это ужасно? Это хотелось бы увидеть, но подобного в картине быть не могло, потому что она, судя по всему, заказ Мавроди. Честно говоря, если бы мне предложили написать сценарий по этой книге, я бы отказался – за подобное вполне может последовать божье наказание.

Воронка 90-х

Среди последних киноработ достаточно объективно и интересно эпоха 90-х представлена в фильме «Generation «П». Хотя картина и не получилась, отраженный в ней дух 90-х считаю хорошим знаком для будущих работ. Кстати, первым таким знаком стала картина Сергея Соловьева «Нежный возраст», которая великолепно осмыслила то время: с показом неоднозначности эпохи и ироническим отношением к ней.

Фильмы о 90-х должны быть реальными, потому что это время чудовищного абсурда, воронки, в которую прежде всего попали души интеллектуальных и интеллигентных людей. Ведь поколение конца 80-х готовило себя к жизни в условиях советской власти, люди были где-то конформистами, карьеристами, хотели состояться в жизни и знали, как это сделать. Но потом приходит время, полностью поменявшее все эти критерии: появилась дикая воронка, некая каша безумия. Об этом говорят и «Нежный возраст», и «Generation «П».

А понять 90-е нужно, поскольку сейчас мы живем в странное время, люди к нему еще не привыкли, отсюда и тоска по «совку», и ненависть к нынешнему времени. Вспомните 70-е: народ также был раздражен властью, но люди хотя бы мыслили и благодаря этому постигали жизнь. А сегодня россияне ругают власть, совершенно не зная, чего же хотят на самом деле. Осознание того, почему наш человек стал таким, и должно быть главным в нашем киноискусстве. Осмыслив свои корни, 90-е, мы поймем самих себя сегодняшних, а без этого люди утонут либо в киногламуре типа «Служебный роман. Наше время», либо в киночернухе типа «Бубен Барабан».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*