ЕЛАБУЖСКИЙ КАЛАЧ ДЛЯ ИНЖЕНЕРА

В последние месяцы руководство страны вновь озаботилось проблемами технического образования: президент России Дмитрий Медведев призвал российские вузы сократить подготовку юристов и экономистов, а премьер-министр Владимир Путин предложил кинематографистам снимать картины о труде рабочих. Одним словом, значимость этой темы трудно преувеличить, поэтому недавно мэр Елабуги Геннадий Емельянов организовал встречу резидентов
ОЭЗ «Алабуга» с будущими выпускниками школ города.

 

Вопрос, как сдать ЕГЭ , для школьников куда актуальнее, чем трудоустройство…

 

О зарплате
сказать забыли…

Глава города уже не раз подчеркивал важную роль ОЭЗ. Во-первых, из-за того, что открывающиеся там производства могут облегчить проблему безработицы, которая на 1 апреля составляла почти 3% от трудоспособного населения Елабуги. Во-вторых, развитие новых производств двигают в основном молодые и квалифицированные специалисты, на которых городские власти и возлагают большие надежды.

Впрочем, общения в его классическом понимании не получилось. Из уст резидентов лились речи об уникальности их продукции и масштабности планов. Старшеклассники безмолвствовали. Как сообщил руководитель ЗАО «ОЭЗ» Василий Кудряшов, к концу 2013 года в ОЭЗ «Алабуга» будет работать уже не пять, как сейчас, а 16 предприятий, где будут заняты 5000 работников. Однако названные им амбициозные цифры с лихвой перекрыл представитель «Sollers-Елабуга» Евгений Скрыпников, заявивший в свете будущего сотрудничества с фирмой «Ford» о 9000 (!) рабочих мест.

Вслед за упоминанием фирмы «Ford» в зале громко прозвучало имя другой американской компании – «Мила Моторс». Ее руководитель, известный в России и Татарстане Джон Милонас (организовывал проект «GM-ЕлАЗ» в конце 90-х – С.К.) объявил о стартующей на ОЭЗ с 23 сентября этого года сборке автомобилей «Шевроле Ланос». И, кроме того, посетовал на то, что в Елабуге выпускают крайне слабых юристов и экономистов:

– Я уволил семь юристов за четыре года! – выразил он свое удивление. – Если бы их даже можно было соединить, даже одного хорошего из них бы не получилось! А экономисты очень часто делали ошибки. Поэтому вам надо меняться! Нам нужны не просто инженеры, а люди, которые готовы и учиться, а потом и учить качеству. Пока же в Елабуге никто не знает, что это такое.
Приняли ли во внимание эту здравую мысль школьники, остается загадкой. Но 366 рабочих мест на своем предприятии в ближайшее время Джон Милонас пообещал. 220 инженеров и квалифицированных работников собирается набрать после запуска производства (первый квартал 2012 года) другой резидент – ООО «Роквул-Волга».

На этой же встрече прозвучало, что в 2012 году в ОЭЗ «Алабуга» должен запуститься завод по переработке овощей «Белая Дача-Алабуга» и совместное российско-турецкое предприятие «Trakya Glass Rus», которое займется производством листового стекла, зеркал и стекол с покрытием.

 

Джон Милонас

Резиденты сказали ровно то, что хотели сказать, но как бы все в одночасье забыли, что волнует каждого человека при трудоустройстве, а именно – размер его зарплаты. Ни одной цифры на встрече в елабужском Дворце культуры не прозвучало. Но и вопросов от выпускников, к удивлению, тоже. Может, дело в том, что для 17-летних такие встречи пока не так важны, как ЕГЭ и их будущие вузы? А может, у многих ребят прочно укрепилось мнение, что в ОЭЗ можно устроиться, только имея хорошие связи? А может, все гораздо проще. Ведь будущие выпускники – это все-таки еще дети, для которых хорошая работа и зарплата – нечто настолько далекое, что пока неактуально.

 

Мнения по поводу

Сбудутся ли мечты главы Елабуги увидеть на предприятиях ОЭЗ технически подкованных молодых елабужан, зависит от многих факторов. О них рассказывают эксперты «Новой недели».

 

Сергей Поспелов, кандидат философских наук, преподаватель елабужского филиала КФУ:

– На мой взгляд, встречаться с выпускниками школ резидентам большого смысла нет: нужно проводить встречи либо с теми, кто собирается идти в техническую сферу, либо кто вот-вот закончит местные технические колледжи и вузы. В этом случае разговор был бы предметный: вы скоро станете специалистами, а у нас есть столько-то рабочих мест.

Но, честно говоря, оптимизма по поводу того, что народ валом пойдет в техническую отрасль, у меня нет. Потому что ни органы управления высшим образованием, ни вузы пока ничего не предпринимают, чтобы сделать эти профессии такими же привлекательными, как в свое время профессия космонавта.
Что должен делать резидент? Иметь прямые связи с учебными заведениями и спускать им социальный заказ на тех же инженеров. Однако нужно помнить, что социальный заказ – это всегда расчет минимум на пять лет, и я не уверен, что резиденты занимаются подобным делом.

Убежден: начинать строить систему подготовки «технарей» надо не с вузов, а со школ, развивая в них профессионально-техническую работу. Допустим, учить детей трудиться на станках с программным управлением. И здесь как раз главную роль должны играть резиденты ОЭЗ, которые могли бы поставить в школу оборудование и дать задание – предоставить предприятию через два-три года 15 квалифицированных специалистов. Это же хорошо, если после школы у выпускника есть и диплом (например, электрика), и работа!

А пока с имеющимися елабужскими кадрами резидентов не ждет ничего хорошего: персонал будут набирать на рабочие специальности, и выбор этот чаще всего будет случайным. В инженеры к резидентам пойдут те, кто не смог устроиться в более «теплое» место. К тому же и оплата труда в ОЭЗ не шибко хорошая…

 

Михаил Кривилев, преподаватель КГТУ им. Туполева (г. Казань):

 

– У нынешних выпускников ситуация интересная. Поскольку из-за демографического кризиса их в этом году мало, то по хорошим результатам ЕГЭ ребят могут пригласить даже крупные федеральные вузы. Повлиять на то, чтобы, получив техническое образование, молодой специалист вернулся в Елабугу, могут только родители нынешнего выпускника, и что называется, тепло родного очага. Думаю, что при самом благоприятном раскладе в Елабугу вернутся только 10-15% выпускников вузов. Большинство же останутся в крупных городах, потому что той информационной, культурной, развлекательной и сервисной инфраструктуры, что есть в мегаполисах, в Елабуге нет. Из-за этого молодым жить и работать здесь пока непривлекательно, хотя и автомобилей на дорогах мало, и пробок нет, и воздух чище. О том, чтобы изменить эту ситуацию с инфраструктурой, должна думать администрация Елабуги или правительство Татарстана.

Далее – в елабужских вузах нет кипучей научной деятельности, а в Казани пусть не все студенты, но многие включаются в нее уже со второго курса, выигрывают гранты, благодаря которым у них появляется возможность создавать свои фирмы и хорошо зарабатывать. Вернувшись же в родной город, инженеры без опыта смогут зарабатывать на каком-нибудь крупном предприятии ОЭЗ максимум 15-20 тысяч рублей. Но ведь у них в ближайшее время может появиться семья, а значит, нужно жилье, автомобиль, отдых за границей. Получается, что резиденты должны позаботиться и о кредитных льготах для молодых семей, и о хорошем соцпакете для работника. Человеку сейчас важны не только зарплата и условия труда, но и социальные, и профессиональные возможности. И в Казани подобных предложений для молодых очень много.

Елабужским вузам я бы посоветовал стараться предлагать студентам обучение не хуже, чем в столице. Взять, к примеру, участие в упомянутых мною грантах, благодаря которым студент за счет бюджета Татарстана или России может обучиться не только в Москве, но и за границей. Вузам надо информировать студентов и о бесплатных программах обучения в Европе. И, конечно же, должна быть связь «школа-вуз-предприятие», а это сейчас в России редкость…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*