Все мы привыкли к тому, что показания счетчиков нужно подавать до 23 числа, иначе придут огромные счета. Но насколько правильно учтено потребление электроэнергии и в последующем рассчитана плата за нее (в том числе и за ОДН), зависит не только от нас, потребителей, но и от работы контролеров, ежедневно проверяющих показания приборов учета. Насколько тщательно они это делают, «Новая неделя» проверила, проведя весь день с сотрудником Прибрежного РЭС филиала ОАО «Сетевая компания» Набережночелнинские электрические сети.
Будь осторожен!
Здание Прибрежного РЭС выделяется на фоне пустырей и гаражей не до конца еще обжитой части города современным дизайном и узнаваемыми цветами ОАО «Сетевая компания». Оно открылось в марте этого года: удобные раздевалки, диспетчерская, оснащенная по последнему слову техники… Но главное, теперь Прибрежный РЭС может принимать жителей обслуживаемой им зоны в более комфортных условиях.
Одна из основных обязанностей РЭС, помимо обеспечения бесперебойной поставки электроэнергии, – контроль за ее потреблением и правильностью съема показаний приборов учета. Все эти данные имеют огромное значение при расчете платы за общедомовые нужды и других начислений. Контролем за счетчиками занимается группа реализации услуг, и в частности контролеры. Ежедневно они пешком обходят здания, находящиеся на огромной территории (от 45-го – до 35 комплексов), и проверяют показания счетчиков. А до даты ежемесячного съема показаний приборов учета они обязаны обойти сотни вводных распределительных устройств (ВРУ) многоквартирных жилых домов всего за три дня!
Контролеров в Прибрежном РЭС четверо, все как на подбор – стройные женщины.
– Наверное, потому что работаем на свежем воздухе, а многочасовые пешие прогулки не дают набрать лишние килограммы, – смеются они.
Корреспондент «Новой недели» напросился в напарники к одной из них – Люцие Галиевой. Как оказалось, работа контролера – это далеко не легкая прогулка.
Перед тем как разойтись по объектам, они всегда желают друг другу быть осторожными.
– Мы проводим не только съем показаний, но и осмотр электрощитовой, как подключен счетчик. Если обнаруживаются какие-либо серьезные проблемы, возвращаемся сюда с электромонтером, – объясняет Люция. – Мы, контролеры, выполняем свою работу с особой осторожностью и всегда переживаем друг за друга.
Плохая погода – не повод не работать
– Кто-то может подумать, что работа контролера простая: ходить из дома в дом, переписывать показания счетчика – ничего сложного, – рассказывает Люция по дороге к первому объекту. – Но она не столь проста, как кажется, необходимо все проверить, поговорить с потребителями, если у них есть какие-то вопросы, разъяснить. На все это уходит масса времени. В связи с тем, что здание РЭС находится во вновь застраиваемом районе и нет общественного транспорта до объектов, в большей части доходим пешком. Дождь, слякоть, холод, жара – все это не оправдание для отмены задания. Но свою работу я люблю. Работа контролера, конечно, специфическая, но интересная: постоянно общаешься с людьми. Сейчас потребители уже знают нас в лицо, не воспринимают в штыки, но люди бывают разные, и к каждому нужно найти подход…
В этом мы убедились на месте. В первом детском саду, который мы должны были посетить, нас встретили радушно:
– А мы вас ждали! – поприветствовала нас завхоз. – С улицы заметила, что к нам кто-то очень знакомый идет.
Съем показаний всегда проводится вместе с представителем дома или учреждения, чтобы избежать недоразумений. Более того, цифры на счетчике фотографируются, и если позже возникают какие-либо разногласия или техническая ошибка при записи показаний прибора учета, всегда можно свериться с фотографией.
– Фотоаппарат – очень удобная вещь еще и потому, что если кто-то незаконно подключился, мы можем не просто сообщить об этом, но и предъявить доказательства.
Счетчики этого садика проверили минут за 15. Школу рядом с ним – тоже. Но это, скорее, исключение из правил, пояснила Люция. В следующем по списку учебном заведении завхоза пришлось почти полчаса ждать в узком коридоре, со шныряющими по нему детьми. Когда мы все же добрались до щитовой, выяснилось, что здесь не все в порядке.
– Вы знаете, что этот прибор учета может обманывать, причем не в вашу пользу? – обратилась контролер к завхозу.
Учреждению уже давно было выписано предписание заменить трансформаторы тока, но оно по разным причинам так и не было выполнено. Беседа сотрудника Прибрежного РЭС с руководством детского сада завершилась составлением акта о необходимости замены трансформаторов тока и обещанием последних сделать это в течение ближайших недель.
– С бюджетными учреждениями всегда одна и та же проблема, – позже пояснила Люция. – Они говорят, что рады вовремя все заменить, но денег на это быстро не выделят, необходимо дождаться финансирования…
Только не за счёт жильцов
Далее нам предстояло проверить показания потребления электричества небольшого магазина. Как правило, счетчики у них, парикмахерских и других небольших потребителей находятся в ближайшем жилом доме. Основная проблема, с которой сталкиваются контролеры при снятии показаний приборов учета домов, – доступ к вводным распределительным устройствам. Часто жильцы первых этажей, устанавливая металлические двери, запирают за ними и счетчики. На счастье, сейчас многие жильцы понимают важность съема показаний приборов учета и по просьбе РЭС и управляющих компаний предоставляют дубликаты ключей.
– Без этого мы – как без рук, – говорит Люция, показывая увесистую связку ключей, и отпирая дверь в ВРУ. – Сейчас на многих дверях установлены защитные «кармашки». Несколько лет назад в помещении щитовой можно увидеть все что угодно и кого угодно. Часто бездомные просто срывали замки и обустраивались в ВРУ. Хорошо, что выпроваживать бомжей за все 10 лет, что я работаю контролером, не приходилось ни разу. Но с беспорядком, который они после себя оставляли, раньше сталкивалась, и с разбросанными наркоманами шприцами – тоже.
А устоявшееся мнение о том, что магазины в подъездах домов потребляют электроэнергию за счет жильцов, чаще всего бывает необоснованным, говорит Люция Галиева. У них и субабонентов разные счетчики, и при подключении магазинов шаговой доступности и фирм по оказанию бытовых услуг технические условия разрабатываются таким образом, чтобы последние запитывались «до учета», то есть не имели никакого отношения к общедомовому потреблению электроэнергии. Однако остается небольшое количество потребителей, подключенных после общедомовых приборов учета, но все они известны, и после того, как контролер фиксирует показания счетчиков юридических лиц и частных предпринимателей, Набережночелнинский филиал ОАО «Татэнергосбыт» списывает их с общедомового расхода.
Разобравшись с магазином, мы последовали дальше – из дома в дом, из школы в школу. И так – до конца рабочего дня. Воспользовавшись случаем, Люция Галиева через газету «Новая неделя» поздравила коллег и весь дружных коллектив энергетиков ОАО «Сетевая компания» с профессиональным праздником и наступающим Новым годом.
– Желаю энергетикам и потребителям, ради которых мы, собственно, и работаем, света, тепла и безаварийных дней.