Когда в город приезжает «статусный» гость, мы это сразу видим: жизнь как-то убыстряется. Дворы метут старательнее, дороги чистят интенсивнее, борьба с нарушителями ПДД идет ожесточеннее – одним словом, уже накануне не было в Набережных Челнах человека, который бы не знал: Путин едет. |
||
Юбилейный грузовик с автографом Владимира Путина |
||
Однако же событие, позвавшее его в наш город, того стоило. На 15 февраля, разойдясь всего на один день со сроком 36-летней давности, когда с главного сборочного конвейера сошел первый грузовик, камазовцы запланировали выпуск юбилейного 2-миллионного. Чем не повод? Впрочем, одному торжественному событию предшествовало другое – тоже знаменательное для «КАМАЗа». В этот же день запускалась тестовая сборка тракторов и комбайнов на конвейере совместного российско-итальянского предприятия «СNH-КАМАЗ Индустрия». Поэтому сначала журналистов отвезли на РИЗ.
Окупят ли себя комбайны? Что и говорить, те, кто видел старый завод, меня поймут: то, что было там до недавнего времени, и то, что предстало нашим глазам сейчас, – это небо и земля. Настоящее европейское производство на российской земле: сверкающие полы, стерильная чистота вокруг и ничего лишнего. Только две сборочные линии: «желтенькая» – комбайнов, «синенькая» – тракторов. Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ» по развитию Ирек Гумеров, этот проект можно назвать «длинным» во всех отношениях: до 2020 года в него планируется вложить до 6 млрд. рублей, уровень локализации довести до 45-50%, количество выпускаемой техники – до 5000 в год, а рабочих мест – до 1500.
|
||
– Эта техника востребована и продается по всей России, – поделился топ-менеджер. – Но, конечно, один из самых развитых в сельскохозяйственном отношении регионов и серьезный покупатель – Татарстан. В нашей республике самый высокий уровень культуры сельского хозяйства. Здесь всегда требуется хорошая, производительная и при этом экономная техника. Назвать стоимость одного трактора Ирек Гумеров отказался, сославшись на коммерческую тайну, однако отметил, что это техника премиум-сегмента, которая, тем не менее, окупит себя благодаря надежности и энерго- и ресурсосбережению. – Прекрасная техника! – отозвался один из потребителей продукции СП – исполнительный директор ЗАО «Агросила Групп» по вопросам деятельности ООО «Челны-Бройлер» Залиль Хасанов, которого мы повстречали на открытии. – В прошлом году мы уже закупили 20 единиц. Импорт-ное есть импортное! В комбайне есть все: кондиционер, холодильник, музыка, компьютер. На этой технике можно работать в костюме с галстуком! Работа непыльная в прямом смысле слова: кабина-то герметична!
|
||
Мы планируем приобретать технику и в дальнейшем, тем более что нам в этом помогает программа «50х50»: 50% стоимости оплачивает республиканский бюджет, еще 50% – сам товаропроизводитель. Это для нас выгодно. Однако, оговорился Залиль Хасанов, для фермеров и небольших хозяйств цена на комбайн или трактор выходит довольно высокой и, скорее всего, техника, работая на небольших площадях в 150-200 гектаров, себя не окупит. Но вот для крупных инвесторов, у которых тысячи гектаров, это вполне приемлемо и даже выгодно. Спустя полтора часа на совместное предприятие, наконец, приехали глава Татарстана в сопровождении коллег-губернаторов и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. – Это лучший проект в сельхозмашиностроении, который реализуется сегодня в России, – заявил Рустам Минниханов. – Надеюсь, что, кроме тракторов и комбайнов, здесь будет производиться и другая техника, в том числе и для строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства. Символический запуск состоялся в считанные минуты. А потом журналистов перевезли в гендирекцию «КАМАЗа» – «ждать Путина». «Я знаю, кого вы ждёте!» |
||
|
||
2-миллионного автомобиля. За 36 лет с момента выпуска первого грузовика «КАМАЗ» переживал разное: было время, когда за год мы выпустили 128 тысяч автомобилей, было – когда делали только 3 тысячи. Была катастрофа для «КАМАЗа» – пожар на заводе двигателей. Силами коллектива, который стоит сейчас здесь, мы преодолели все трудности. Из каждого кризиса «КАМАЗ» выходил, укрепившись. И в этом – огромная заслуга наших работников. Нам повезло, что люди, которые сегодня сводят с конвейера первый КАМАЗ, в далеком 1976-м собирали первый. Три человека из той бригады до сих пор работают на автомобильном заводе. Наши ветераны передают эстафету молодой и достойной смене. У нас славное прошлое и грандиозное будущее. «Пятнадцатиминутная готовность!» – мимо кромки, где выстроилась пишущая и снимающая братия, пронесся сотрудник охраны. В это время поздравить собравшихся вышел патриарх отечественной сцены Иосиф Кобзон.
|
||
– Здравствуйте, юбиляры, камазовцы! – сердечно обратился он к притихшей публике. – Я очень благодарен руководству «КАМАЗа» за приглашение сегодня выступить перед вами. На меня сразу же нахлынули воспоминания… Перед глазами – 1969 год: начиналось строительство «КАМАЗа», и вокруг была непролазная грязь, подогнали генератор, подключили аппаратуру, и я дал концерт для первостроителей. Горжусь, что присутствовал при закладке первого камня «КАМАЗа», и счастлив, что присутствую на празднике, когда вы сообщили стране о 2-миллионном грузовике. Сейчас вот стою на КАМАЗе (действительно импровизированная сцена на митинге представляла собой кузова двух вплотную подогнанных друг к другу грузовиков с откинутыми бортами – прим. ред.) и вспоминаю, как я девять командировок в Афганистан прилетал и выступал именно на КАМАЗах. Вспоминаю, как встречался с боевым экипажем команды «КАМАЗ-мастер», победившей в очередном «Дакаре»… Впрочем, Иосиф Давыдович прекрасно понимал, что ему предстоит заполнять собой затянувшуюся паузу, и даже шутил по этому поводу: – Я знаю, что вы сегодня собрались не для встречи с Кобзоном. Я знаю, кого вы ждете, – хитро прищурился артист. – Что ж, считайте, что я бэк-вокал нашего премьера. Мы с ним неоднократно пели и, если Владимир Владимирович захочет, мы споем с ним и сегодня – вы только попросите его об этом, – с этими словами Иосиф Давыдович затянул «Я люблю тебя, Россия». Потом он спел еще и еще, добился того, чтобы публика спела с ним «Надежду», и отправился отдыхать (впереди у него был еще концерт в КДК «КАМАЗ»).
|
||
|
||
Две минуты …На часах уже было полшестого. Все порядком устали. Однако все тот же сотрудник охраны стал, наконец, для нас добрым вестником: «Готовность №1!». Собравшиеся, как один, подались вперед, чтобы не упустить момента, – и тут появился он, Владимир Путин, молодцеватой и чуть торопливой походкой прошел мимо, кое-кому пожал руки и взбежал на сцену. – Добрый день, дорогие друзья! – обратился он под гром аплодисментов (камазовцы устроили премьеру настоящую овацию). – Мне очень приятно быть сегодня здесь, вместе с вами. Вы хорошо знаете, что совсем недавно скептики и кликуши предрекали чуть ли не полный крах нашей автомобильной промышленности. Действительно, за последние несколько десятилетий «КАМАЗ» переживал немало сложных периодов. Проблем было предостаточно, – в свойственной ему манере отчеканил премьер-министр. – Последнее испытание кризисом оказалось очень серьезным. И все-таки мы все трудности преодолели, благодаря вашему трудолюбию, вере в свои силы, свое предприятие, свою отрасль и свою страну. Благодаря этому компания вышла не только на докризисный уровень производства, но и на иной уровень качества. «КАМАЗ» сегодня – лидер в своем секторе не только в России, но и в странах СНГ. Спасибо вам большое! Вот и всё. Две минуты выступления, автограф на сверкающей синей кабине 2-миллионного грузовика-6522 (который, кстати, отправится прямиком в камазовский музей – к своему собрату – КАМАЗу-5320 с номером 0000001) – и дорогой гость, так и не спев с Кобзоном, исчез так же стремительно, как и появился. Впереди его ждало совещание по вопросам реализации демографической политики и региональных программ модернизации здравоохранения, которое проводилось в БСМП. А вот тут вышло обидное недоразумение, связанное с присутствием журналистов на следующем мероприятии. Если пресс-служба «КАМАЗа» в этом смысле работала, как часы, и списки представителей СМИ составляла за три недели (!) до праздника (это, кстати, дало свои плоды – на торжественный митинг съехалось невиданное количество журналистов – 95!), то кто отвечал за приглашение телевизионщиков, радийщиков и газетчиков на совещание в БСМП, так и осталось для нас загадкой. В итоге вторую часть рабочего визита Владимира Путина в Набережные Челны освещали всего несколько СМИ, по странному совпадению, относящиеся к государственному холдингу «Татмедиа»… Конечно же, ничего страшного в этом нет (тем более что все совещание транслировалось в прямом эфире) – просто обидно.
|
||
|
||
Фото с сайтов premier.gov.ru, prav.tatar.ru, www.nabchelny.ru. |
/p
‐