Сергей Колосов: «Фильм «Сволочи» смотреть не хочу»

11 февраля 2012 года ушел из жизни известный кинорежиссер Сергей Колосов. В 1964 году именно он снял первый многосерийный фильм на тему Великой Отечественной войны «Вызываем огонь на себя». А через десять лет тема войны была продолжена Колосовым в картине «Помни имя свое», где тема разлучения матери и маленького сына во время пребывания в немецком концлагере отозвалась болью и переживаниями в душах многих зрителей страны. 

Фото супружеской пары Колосов-Касаткина,
сделанное журналистом «Недели»

 

Еще одной работой Сергея Колосова, посвященной годам фашистской агрессии и людям, противостоявшим ей, стала кинолента «Мать Мария» о знаменитой поэтессе и общественном деятеле Елизавете Кузьминой-Караваевой. Она эмигрировала в годы Первой мировой войны во Францию, где позднее, став монахиней, открыла приют для обездоленных и активно участ-вовала в Движении французского Сопротивления. Все главные женские роли как в этих картинах, так и в остальных лентах Сергея Колосова исполняла его любимая супруга, народная артистка СССР Людмила Касаткина.

В 2007 году корреспонденту «Новой недели» Сергею Кочневу довелось взять небольшое интервью у Сергея Колосова на предмет того, как надо подходить к съемкам картин на тему Великой Отечественной войны. В те весенние дни это было очень актуально, поскольку коллега Колосова Владимир Меньшов отказался вручать один из кинопризов фильму «Сволочи».

– В фильмах, где идет рассказ о школах для малолетних разведчиках, зритель сталкивается с выдумкой – ничего этого в Великую Отечественную не было, – сказал Сергей Колосов. – И мне очень обидно за сценариста «Сволочей», который известен как серьезный писатель, что он взялся за надуманную тему. Я участвовал в войне с первого дня до последнего. Кроме этого, много занимался проблемами разведки, контрразведки, диверсионных действий и, как вы знаете, снял несколько фильмов. А еще консультировал на эту тему многих режиссеров нашего объединения «Телефильм» – начиная с постановки фильма «Майор Вихрь». А фильм «Сволочи» я смотреть не хочу.

Конечно, советского разведчика Штирлица тоже не было в гитлеровском окружении, но в картине «Семнадцать мгновений весны» много других подробностей из реальной жизни во время войны. Кроме того, фильм был настолько здорово придуман, что разбудил патриотические чувства наших людей! А для меня «Мгновения» были настолько убедительны, что я вспоминаю этот фильм Лиозновой только добрым словом.

Людмила Касаткина в фильме «Помни имя своё»

 

Сейчас же, в наше время, необходимо делать фильмы о подлинных событиях времен Великой Отечественной войны, потому что в наши годы сочинить и придумать можно бог знает что. Но даже придумать на художественном уровне – это одно, а когда видны все швы – актеры неубедительны, а съемочная группа неглубоко знает материал, – становится противно. Я убежден, что только фильмы, основанные на документальном фундаменте, способны убедить молодежь в пользе нашей Великой Победы – ведь молодые люди будут твердо уверены, что все это происходило на самом деле и за героями фильмов стояли реальные люди.

К примеру, когда в середине 60-х мы сняли картину «Вызываем огонь на себя», фильм настолько привлек внимание людей и руководящих кругов страны, что разведчице Анне Морозовой, образ которой создала Людмила Касаткина, по-смертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Этот фильм мы сняли после того, как я прочитал в «Комсомолке» рассказ о Сеченском национальном подполье и вдобавок к этому сделал радиоспектакль с воспоминаниями настоящих подпольщиков.

Отечественная литература до сих пор имеет много хороших источников для экранизации на военную тему, но опять же – военная тема непременно должна опираться на документальную основу. Создателям фильмов о Великой Отечественной нужно встречаться с ветеранами, смотреть и погружаться в хронику, и главное – съемочная группа должна заразиться материалом. Пока же фильмы на тему войны делаются быстро, поспешно и без подготовительной работы. К примеру, когда снимали фильм «Звезда», я неоднократно говорил создателям, что «Мосфильм» находится рядом с домами, где живут многие генералы-разведчики, что необходимо позвать их как консультантов, чтобы избежать неточностей, что были и в сценарии, и были сочинены. Но этого практически не делалось. И хотя фильм в киносообществе одобрили и ему дали госпремию, у военных к нему было много претензий. А чтобы этого не было, нужна серьезность и глубина в подготовке фильма о реальных событиях войны.

Р. S. Спустя полгода Сергей Кочнев побывал в Москве в гостях у супружеской пары Колосов-Касаткина, где вручил им диски с телефильмами об истории Камского края, а Сергей Колосов в ответ подарил нашему коллеге видеокассету с фильмом «Помни имя свое». Кроме того, на память о той встрече остались и фотографии, одну из которых могут видеть и читатели «Недели».

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Анчоус. А фильм — для дельфинов. И снят дельфинами. А они, как известно, различаются, как люди и инопланетяне.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*