Пересмотр приватизации 90-х приведёт к озлоблению!

Предвыборная волна вновь вынесла в общество разговоры о пересмотре результатов приватизации 90-х, в ходе которой в результате залоговых аукционов нескольким известным российским банкирам достались крупные пакеты акций крупнейших нефтяных и металлургических компаний страны (в частности, таких, как «Сибнефть», «ЮКОС», «Сиданко», «Норильский никель»).
 

«Приватизация 90-х
была проведена законно»
 

Большинство россиян до сих пор не берет в расчет то, что бюджет России в 1995 году очень нуждался в деньгах и поэтому государство вынуждено было расстаться с важными предприятиями, а упирает на то, что их рыночная стоимость была и стала гораздо выше. Следовательно, страна лишилась еще больших доходов. По мнению известного политического журналиста Сергея Пархоменко, приватизация 90-х была не бедой, а спасением России.

Россия выжила
благодаря
приватизации

– Сергей Борисович, 80% наших граждан хорошо относятся к частной собственности, но приватизацию 90-х, в ходе которой крупнейшие предприятия страны стали принадлежать представителям бизнеса, не признают, и считают, что пора бизнесу делиться. Недавно с этими гражданами косвенно согласился и российский премьер, предложив раз и навсегда решить проблему «несправедливой» приватизации разовым налоговым взносом за деятельность того или иного предприятия, принадлежащего олигархам 90-х. Вы верите, что это намерение осуществится?

– Все это – предвыборная пропаганда, в которую я не верю. Тот круг людей, что сейчас находится у власти, «родился» как раз в 90-е годы, и их благополучие построено на сложившейся еще в то время системе собственности и взаимоотношений в собственности. И, конечно же, этот круг людей ни за что не может быть заинтересован в пересмотре результатов приватизации.

Другое дело – собрать еще немного денег, пользуясь властным ресурсом, еще один «урожай», так сказать, с крупного российского бизнеса. Почему бы и нет, ведь такой вариант руководство страны всегда допускало, и к тому же это полезно – в расчете на то, что кто-то из крупных бизнесменов перепугается. Но думаю, сегодня ситуация такова, что большая часть крупного бизнеса сумеет вывернуться из-под этого «оброка» и ничего олигархи, конечно, российской власти не дадут.

Я считаю, что частная собственность должна быть неприкосновенна, и то, что человеку принадлежит, должно ему принадлежать. Менять режим собственности – чрезвычайно вредно, опасно и ничего, кроме озлобления, новые законы стране не принесут. Приватизация 90-х была проведена законно, и ничего предосудительного в ней не было, а сейчас надо жить дальше, без нанесения нашему экономическому положению ущерба законами с задним числом.

– В какой степени правы те, кто говорит, что в 90-е государство было ограблено, основываясь на возросшей вскоре рыночной стоимости тех же «Сибнефти», «Лукойла»?

– Это ложь. Российское государство получило от приватизации середины 90-х возможность существовать, и то государство, в котором мы с вами живем, создано приватизацией 90-х и целиком базируется на ней. Но главное – Россия выжила благодаря этой приватизации.

Я не намерен поддерживать пропагандистские сказки о каких-то лихих 90-х – это были не лихие 90-е, а важная часть нашей с вами истории, причем годы, сформировавшие сегодняшнее время: разделить два этапа – 90-е и последующий период – невозможно. Да, тогда нефть стоила 10 долларов за баррель, но Россия все равно жила и не пошла по югославскому сценарию! Страна терпела и теперь может воспользоваться плодами этого терпения, и почему мы не должны быть благодарны тем людям, благодаря которым мы тогда выжили?

Это – чужие деньги

– Но почему простые люди до сих пор говорят, что их обокрали, ограбили? Причина в том, что им дают необъективную информацию, намеренно «пудрят мозги»?

– Наши люди поддаются простому и примитивному чувству – они соединяют вместе два обстоятельства. Они говорят, что у нас была демократия, свобода слова, а есть было нечего, а потом демократии и свободы слова не стало, зато стало, что кушать. Но при этом люди не хотят отдавать себе отчет в том, что речь идет о временном совпадении двух параллельно развивавшихся процессов, не связанных, кстати, между собой. Один процесс – это политреформы и контрреформы, а другой – мировая конъюнктура на нефтяные цены.

Эти два процесса развивались таким причудливым образом, что максимальное падение цен на нефть чисто случайно совпало с моментом максимальной свободы в России, а максимальный подъем нефтяных цен совпал с укреплением авторитаризма в стране. Эти вещи не были связаны друг с другом, но у большин-ства наших сограждан они надолго соединились вместе, и люди начинают воспринимать их как причину и следствие.

– Но может, этот рост цен на нефть и позволил многим олигархам раскошелиться и поделиться? Мы ведь знаем, что нынешняя Чукотка – это результат вложений Романа Абрамовича, плюс ко всему он строит по всей стране те же футбольные поля.

– Да, с кем-то власти договорились, а с кем-то нет: кто-то строит футбольные поля, а кто-то просто отчисляет деньги на зарубежные счета конкретным чиновникам.

– А вероятно ли то, что по-обещал в случае своего избрания президентом Михаил Прохоров  – отдать большую часть своего нынешнего 18-миллиардного долларового состояния стране?

– Я хорошо отношусь к Михаилу Прохорову – он немало сделал для развития своего предприятия «Норильский никель». Я был в Норильске – город, конечно, находится в плачевном состоянии, но люди там живут и живут благодаря тому, что «Норильский никель» продолжает работать, занимать высокое место в своей отрасли, приносить доход и создавать рабочие места.

Не могу не уважать Прохорова и за его благотворительную деятельность, но его обещания  – это тоже предвыборная пропаганда, к этому не стоит относиться серьезно. Было бы странно, если бы успешный предприниматель подобным образом разбазаривал свой капитал – это не соответ-ствует нормальной предпринимательской психологии, поэтому ничего подобного не произойдет.

– Что же нужно для того, чтобы разговоры о пересмотре итогов приватизации 90-х и ограблении тем самым народа сошли на нет? Может, если каждый житель страны узнает, что ему достанется «по справедливости» всего лишь 1000 рублей в год, если крупный бизнес потрясут, все окончательно успокоятся?

– Я бы не забивал голову расчетами, сколько мне достанется чужих денег. Это – чужие деньги, и если человек говорит: «Они отобрали у меня Братскую ГЭС!», мне хочется спросить:
«А ты что, хотел, не ударивши палец о палец, чтобы она тебе досталась? И что значит, они отняли? Она когда-то была твоя, или ты хотел что-то сделать, чтобы она тебе досталась? Когда другие ее покупали, ты предпочел пить и получил свое удовольствие!»

Надо потерпеть. Пройдет какое-то время, и все успокоятся. Люди старшего поколения должны научиться жить в новой ситуации, понимать ее, а новое поколение, которое быстро встраивается в нынешнюю систему отношений, важнейшим элементом в которой является уважение к частной собственности, будет относиться к этому все более спокойно и с пониманием.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*