Большинство экспертов сходится во мнении, что после получения долгожданного статуса ТОР (территории опережающего развития), Набережные Челны ожидает бурный рост малого и среднего предпринимательства. Так же считает и Шамиль Агеев, который является председателем правления Торгово-промышленной палаты Республики Татарстан. Они приветствует решение правительства о создании зоны социально-экономического развития. Тем не менее, по его глубокому убеждению, быстрого эффекта от правительственной инициативы ожидать не стоит.
Шамиль Агеев уверен, что благодаря ТОР в Набережные Челны буквально хлынут инвесторы и появятся десятки тысяч новых рабочих место, которые не будут связаны с деятельностью организации-флагмана ПАО «КамАЗ». К тому же успешный опыт по привлечению инвестиций у Татарстана уже имеется. Особая экономическая зона «Алабуга», которая когда-то получила прописку на территории РТ, доказала свою эффективность. Если эксперимент вновь окажется удачным, то Набережные Челны могут стать наглядным примером для других моногородов России.
Председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ надеется, что резиденты ТОР смогут получить все выгоды от соглашения с Федеральной корпорацией, занимающейся развитием малого и среднего бизнеса, которое было подписано в конце января текущего года властями Республики. Также он возлагает надежду на москвичей, которые дали обещание предоставить татарстанским предпринимателям кредиты под беспрецедентно низкие 10-11%.
Единодушное «за»
Сергей Майоров, который возглавляет Ассоциацию машиностроителей и Агентство по привлечению инвестиционных средств в Набережные Челны, полагает, что статус ТОР подтолкнет городские власти заняться диверсификацией экономики, что приведет к процветанию малых и средних предпринимательских структур.
Ждать инвесторам осталось немного. Власти РТ планируют в скором времени подписать всю необходимую документацию, чтобы в начале весны начать регистрацию резидентов ТОР. На сегодняшний день, как уверяет Сергей Майоров, уже появились десятки претендентов, которые подготовили интересные и перспективные проекты. Последние касаются не только сферы услуг, но и пищевого производства, машиностроения, других отраслей. Но приоритет будет отдаваться производителям компонентов для автомобилей.
С Сергеем Майоровым полностью согласен Руслан Фатыхов, который занимает должность директора казанского отделения финансовой корпорации «БКС Премьер». Он убежден, что ТОР дает городу уникальную возможность расширить экономические связи и предложить людям высокооплачиваемую работу. Ведь на данный момент все Набережные Челны фактически завязаны на одном предприятии – «КамАЗе».
Однако Руслан Фатыхов не склонен считать, что в существующих экономических реалиях ТОР принесет молниеносный эффект. На первых порах некоторые улучшения уже будут заметны. Благоприятствовать тому будут льготные кредиты. По прогнозам директора «БКС Премьер», в течение ближайших 2-3 лет инвестиционные проекты принесут городу около 20 тыс. новых вакансий.
Возможные риски
Несмотря на то, что за ТОР выступает подавляющее большинство экспертов и представителей бизнеса, у этого проекта есть и немало противников. Последние доказывают, что преобразить моногород с помощью одной лишь инвестиционной программы невозможно. В качестве примера они приводят Детройт, где была внедрена аналогичная система, которая в итоге так и не смогла вдохнуть в город новую жизнь.
Несмотря на то, что Набережные Челны и Детройт чем-то похожи, это все же разные города, которые к тому же находятся в разных странах. Да и нынешняя экономическая ситуация в России особенная, ей не найдешь аналогов в американской истории.
Тем не менее, Тимур Нигматуллин, который работает финансовым аналитиком в «Финам», не исключает, что Набережные Челны может постигнуть участь Детройта. Правда, вероятность повторения такого сценария маловероятна, но все же угроза подобного сценария существует. Чтобы этого не произошло, Тимур Нигматулин советует городским властям максимально ответственно подойти к ТОР и по возможности воспользоваться всеми преимуществами этого проекта.
«Подводные камни»
На первый взгляд, проект ТОР не является трудновыполнимой задачей. Но это не так – он предусматривает, что все инвестиции резидентов ТОР не должны соприкасаться со сферой деятельности градообразующего производства и любой другой отраслью, в которой трудятся более, чем 20% жителей моногорода. Помимо этого условия, резидентам ТОР запрещено добывать сырую нефть и природный газ. Также они не должны заниматься изготовлением нефтепродуктов, торговлей оптом и в розницу, заготовкой леса и продажей-покупкой недвижимого имущества. Предусмотрено и еще одно ограничение – инвесторам не разрешается производить подакцизные товары. В их список не входят лишь автомобили и мотоциклы.
Определен и минимальный порог финансовых вложений для одного инвестора. Он составляет 50 млн. рублей. Эта сумма будет распределена ровными долями на 10 лет. То есть, каждый год будет поступать транш в размере 5 млн. рублей. При этом предприятие на протяжении первого года своего существования обязано создать не менее 20 новых рабочих мест.
Возможно, некоторых резидентов отпугнут такие условия. Но можно не сомневаться, что желающих открыть свой собственный бизнес в моногороде Набережные Челны будет достаточно. Главное, чтобы они выполнили возложенные на них обязательства.
Также не стоит забывать и о пресловутой бюрократии. Отечественные чиновники на местах готовы загубить все благие начинания и обложить бизнес такими налогами и поборами, что у предпринимателя в скором времени опустятся руки, и он просто закроет предприятие.
Хочется верить, что за исполнением проекта ТОР будут внимательно наблюдать из Кремля. Только так можно будет держать ситуацию под контролем, пресекая на корню возможные потуги мелких чиновников запустить руку в карман тому или иному бизнесмену. В конце концов, и сами чиновники на местах должны холить и лелеять ТОР. Ведь если они помешают осуществлению проекта, Набережные Челны повторят судьбу Детройта, и тогда власть имущие попросту останутся у разбитого корыта.