Широко распространённое мнение о высоком качестве подготовки инженерных кадров, заложенном ещё в Советском Союзе, идёт в разрез с мировыми рейтингами ВУЗов, в которых российские учебные заведения зачастую не попадают даже в первую сотню. Для такого региона как Татарстан, с его развитым нефтехимическим, промышленным и сельскохозяйственным секторами экономики, подготовка особенно важна, поэтому попробуем объективно оценить, насколько уровень образования соответствует запросам работодателей.
Падение качества образования, пришедшее в 90-х годах прошлого столетия, фактически уничтожило авторитет советской образовательной школы. Это явление, обусловленное отсутствием должного финансирования и переходом на коммерческое обучение, столь необходимое для выживания отрасли, совпало с падением престижности самого образования и разбалансированием спроса и предложения на рынке труда. Фактически, высшие учебные заведения были вынуждены самостоятельно зарабатывать деньги, что было напрямую связано с количеством обучаемых. Стало попросту невыгодно ставить высокие проходные баллы (если речь не велась о бюджетных местах) и отчислять неуспевающих. Всё это привело к тому, что в настоящее время мы имеем огромный процент людей, имеющих высшее образование, о качестве которого говорить не приходится.
Краткосрочные прогнозы и текущий уровень образовательного процесса
Такое положение дел не устраивало ни работодателей, ни ВУЗы, ни самих выпускников, для которых трудоустройство по специальности стало практически неосуществимой задачей. В результате чего ещё в 2012 году была принята федеральная программа, в которую вошло 21 учебное заведение России, направленная на повышение качества образования и доведение его до общемировых стандартов. На протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа, направленная на сокращения выпуска гуманитарных специальностей с отдачей приоритета инженерной направленности.
Что касается непосредственно Татарстана, то здесь вопрос подготовки квалифицированных кадров стоит особенно остро, особенно на фоне развития нефтехимических производств. Качество образования достижимо исключительно на условиях его ограниченной доступности, то есть высоких проходных баллах, жёстким требованиям к студентам и преподавателям, а также достаточном объёме финансирования.
При этом мы снова наблюдаем сокращение бюджетных мест в ВУЗах региона. Так, на 2016 годы выделено на 635 мест меньше. Эти меры не способствуют сокращению числа выпускников, поскольку для выживания ВУЗы будут вынуждены увеличить набор желающих получить платное образование, снизив проходные баллы. Несмотря на заверения чиновников о том, что принятые меры направлены на ликвидацию дисбаланса в количестве выпускаемых гуманитариев и технических специалистов, большинство руководителей учебных заведений связывают это с ухудшением общеэкономической ситуации. По словам начальника отдела высшего образования Минобрнауки Республики Татарстан Евгения Темникова, при составлении конечных цифр приёма его ведомство руководствовалось, прежде всего, рейтингом учебного заведения.
Это утверждение противоречит объективным данным о том, что количество бюджетных мест урезано повсеместно. Более того, сокращение прошло без учёта приоритетности для страны того или иного направления подготовки кадров. По заявлению ответственного секретаря приемной комиссии КНИТУ-КАИ Романа Моисеева, ВУЗу отказали в финансировании специальности «Информационная безопасность телекоммуникационных систем», которая входит в перечень утверждённых приоритетных направлений.
Создавшаяся ситуация усугубляется ещё и тем фактом, что на протяжении многих лет наблюдается рост стоимости коммерческого обучения. Так, в медицинских ВУЗах Татарстана ежегодная плата составляет 155-165 тысяч рублей, что делает образование элитарным и не зависящим от реальных способностей ученика.
Борьба за качество как механизм выживания
Повышение качества образовательного процесса в современных реалиях – это залог гарантированного трудоустройства выпускников, повышение рейтинга учебного заведения и, как следствие, увеличение финансирования и количества абитуриентов.
По словам Нэллы Прусс, ректора Университета управления «ТИСБИ» (г. Казань), системный подход к повышению результативности образовательной и научной деятельности ВУЗа позволяет претендовать на получение грантов и специальных стипендий как студентами, так и преподавателями, вне зависимости от формы собственности учебного заведения.
Залогом сохранения качества образования является его неразрывная связь с ведущими производствами региона, и вот здесь мы видим результат реализации отмеченной ранее программы, в рамках которой были внедрены образовательные стандарты третьего поколения, предполагающие обязательное привлечение к образовательному процессу практикующих специалистов.
На сегодняшний день высшие учебные заведения Татарстана благодаря реализуемым программам целевой подготовки, добились значительного увеличения трудоустройства выпускников по специальности. А тот факт, что крупные нефтегазодобывающие компании активно взаимодействуют с ВУЗами региона, притом, что ранее предпочитали принимать на работу выпускников из Москвы и Санкт-Петербурга, позволяет с уверенностью говорить о повышении качества всего образовательного процесса.
Именно благодаря тому, что ряд ВУЗов Татарстана был включён в программу мониторинга трудоустройства выпускников, по результатам которого отдельные заведения региона достигли показателя в 85%, удалось синхронизировать образование с реализацией крупнейших инвестиционных проектов.
В высших учебных заведениях Татарстана накоплен достаточный потенциал, реализация которого уже сейчас позволяет наблюдать объективный рост в этой сфере, что проявляется не только в общероссийских, но и международных рейтингах. К большому сожалению, эта сфера государственных интересов сильно зависима от бюджетного финансирования, которое в рамках экономического кризиса будет неизбежно снижаться.