Знать, чтобы управлять: как прошел мониторинг системы образования

В Институте образования НИУ «Высшая школа экономики» завершился большой проект «Мониторинг системы образования», проведенный по заказу Минобрнауки РФ. Он стал наиболее масштабным мониторинговым проектом за все время систематического наблюдения за системой образования. За два года в проект были вовлечены более 2000 педагогов, более 200 представителей муниципальных и 76 региональных органов управления образованием, 27 экспертов федерального уровня, а также специалисты из Норвегии, Китая и США. Территориально проект охватил более половины субъектов Российской Федерации и 174 муниципальных образований.

По словам научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ Исака Фрумина, по результатам мониторинга исследователи подготовили два федеральных отчета и десять аналитических докладов. Все результаты исследований проходили экспертные и общественные обсуждения, а нововведения в способах организации МСО сначала были апробированы в регионах, доработаны и только потом предложены для внедрения на национальном уровне.

«МСО стал хорошим инструментом для формирования аналитической культуры в управлении образованием», – считает Исак Давидович Фрумин. – «В том числе мы усовершенствовали нашу методику мониторинга, принимая во внимание опыт других стран. Для этого мы изучили, как работают аналогичные системы в Австралии, Великобритании, Канаде, Китае, США, Индии и ЮАР. Все методики расчета и показатели мы доработали таким образом, чтобы они сопрягались с принятыми в нашей стране формами федерального статистического наблюдения».

Руководитель проекта Татьяна Мерцалова подчеркивает, что почти половина регионов улучшила качество подготовки итоговых докладов о состоянии и возможностях развития их региональных и муниципальных образовательных систем. Основные результаты были озвучены на двух международных конференциях, двенадцать информационных бюллетеней направлены во все субъекты России.

«Проект выявил и проблемные зоны. Среди них – дефицит кадров соответствующей квалификации в региональных и муниципальных органах управления образованием, проблемы с доступом к статистическим данным, отсутствие единого подхода к анализу и интерпретации данных», – обращает внимание Фрумин Исак.

Мониторинг системы образования (МСО) проводится уже четвертый год. С самого начала проекта его федеральным оператором является Институт образования ВШЭ. По инициативе ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова в этом институте создана аналитическая группа, где концентрируются специалисты мирового класса по анализу данных об образовании.

«Поскольку реализуется МСО на основе объективных показателей статистики – данный проект действительно один из наиболее точных инструментов для оценки состояния системы образования России», – добавляет Татьяна Мерцалова.

Эти и другие актуальные, острые, порою, скандальные вопросы развития образования еженедельно обсуждаются экспертами на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» (руководители семинара – Ярослав Кузьминов, Исак Фрумин, Ирина Абанкина и Виктор Болотов). Анонсы предстоящих семинаров – на сайте Института образования ВШЭ. Видео прошедших семинаров всегда можно посмотреть на официальном канале Института на видео-хостинге YouTube.

http://chelny-week.ru/

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*