Министр труда, занятости и социальной защиты Татарстана Эльмира Зарипова бьет тревогу – села в республике стремительно вымирают, уже сократившись по численности вдвое в сравнении с советским периодом. Какие меры стимулирования применяют власти, насколько они действенны и есть ли будущее у сельских жителей?
Как выживают села и деревни
Доктор филологических наук Фирдаус Гарипова рассказывает, что постепенное уничтожение загородных поселений началось еще во времена советских репрессий, когда крестьян повально раскулачивали независимо от уровня их благосостояния, затем облагали неподъемными налогами в виде мяса, молока, зерна, оставляя самих поселян на «голодном пайке». Уже тогда многие татары начали постепенно искать новые места жительства, в том числе мигрировать в другие страны.
К моменту распада Союза сёла и деревни смогли занять свою нишу, стабилизировать жизнь и даже начать получать прибыли. Однако загородные поселения уже априори признаны бесперспективными, а потому должны влиться в большие поселки или города или же вовсе исчезнуть.
Коллеге вторит старший преподаватель Казанского Федерального Университета ФУ Равиль Хади, перечисляя все те трудности, которые сопровождают жизнь сельских жителей. Оплату за свет, воду, газ обязаны осуществлять и горожане, но в условиях приватизации лесов частными лицами поселяне даже за дровами, грибами, ягодами не могут сходить бесплатно. Кроме того, до сих пор ярко стоит в памяти абсурдная ситуация во время жары в 2010 году. Мелкие водоемы высыхали, покрупнее — мелели, поэтому за полив огородов с поселян начали взимать штрафы, чтобы не тратили зря драгоценную воду. Те же деревни, где была хоть какая-то задолженность по оплате воды, вовсе отключали от водопровода, несмотря на чудовищную жару и засуху. Весь урожай погиб, а жители вынуждены были смотреть, как горят свои и соседские дома, не в силах что-либо сделать, дабы, помимо уже полученного ущерба, еще и штраф за потраченную на тушение пожара воду не уплатить. Все это на фоне абсолютного отсутствия каких-либо рабочих мест, в полной зависимости от собственного хозяйства.
И при всех этих «повинностях» многие деревни не имеют даже путей подъезда, так как государство не хочет тратиться на малонаселенные пункты. Сами же поселяне не в силах собрать необходимую сумму денег, чтобы самостоятельно организовать прокладку дороги.
Еще хуже обстоит дело с общественным транспортом, который ходит лишь по центральным трассам, в редких случаях заворачивая в наиболее крупные села с периодичностью одного раза в час. Таким образом, поселянам приходится преодолевать по 3-5 километров, чтобы добраться до своих домов.
Ну а что говорить об элементарных удобствах в виде света и воды, если элементарная гроза может на весь день лишить деревню электричества. А вместе с ним — и воды, так как многие водокачки работают от электроэнергии.
Совокупность этих факторов вынуждает не только молодое поколение, но даже коренных жителей сел и деревень уезжать с насиженных мест в города в поисках более удобной жизни.
Демографическая ситуация и материальная помощь
Правительство Татарстана установило стимулирующие выплаты для жителей сельской местности с целью повышения рождаемости:
— молодые мамы в возрасте до 25 лет на первого ребенка получают единовременную выплату в 50 тысяч рублей;
— на рождение третьего ребенка у матери до 29 лет полагается сумма в размере 100 тысяч рублей.
Однако несмотря на пособие, за последнее десятилетие демографическая активность полностью сместилась в города, хотя совсем недавно именно села лидировали по рождаемости. Всего в 1999 году в селах был зафиксирован прирост почти в 2 тысячи человек, а сейчас населения убыло почти на такое же количество. Наиболее плачевная ситуация наблюдается в Рыбной Слободе, Тетюшинском и Тюлячинском районах, в Кайбицах. Так, в деревне Тюрел-Тямти Тюлячинского района функционировала школа, ежегодно выпускавшая по 160 учеников. Сейчас в ней не учится ни одного ученика, вследствие чего сотрудники распущены, а здание приходит в упадок. Оставшиеся в деревне 4 ребенка вынуждены посещать школу в соседней деревне, и компании им не предвидится, так как большая часть поселян – пожилые люди.
Что спасет села?
К сожалению, у подобных поселений не так много жизненных путей: стать частью более крупного поселения, постепенно «погибнуть», превратившись в развалины, стать дачной зоной. Редким деревням везет попасть под опеку агрохолдингов, например, «Ак Барса» или «Красного Востока», которые налаживают производство молочной и зерновой продукции. Но выбирают агрохолдинги для своих нужд исключительно большие деревни и зачастую в ущерб поселянам.
Например, в деревне Большие Нырсы такая организация выкупила коровью ферму, в работники которой определили своих сотрудников, оставив поселян без заработка. Люди не смогли найти себе работу, начали покидать деревню, постепенно закрылись больница, школа, хлебопекарня, и сейчас это вымершее поселение.
Отчасти спасение эксперты видят в возобновлении национальных традиций, найти которые можно только в деревнях. Татарская молодежь по-прежнему религиозна, но придерживается веры более современной, стирающей определение «татарский народ» и делающей всех равными. Татарская культура и самобытность с годами исчезают, но молодых людей это не волнует, так как потеряны живительные родники – деревни. Ведь в республике нет ни одного по-настоящему татарского города — ни в Набережных Челнах, ни в Казани мало кто уже говорит на родном языке, исчезают вывески на татарском языке. Директора местных школ констатируют, что еще лет 20, и истинно татарское население снизится еще минимум в 2 раза.
Чтобы у деревень было будущее, их необходимо омолаживать, привлекать туда население всеми возможными путями. Хотя Минсагит Шакиров, председательствующий в совете муниципальных образований, говорит о 49 действующих государственных программах поддержки, неэффективность их ярко выражается в стремительно убывающей численности загородного населения.
Не следует пытаться превратить деревни в села, бетонируя дороги и отстраивая общежития для потенциальных работников сельского хозяйства. Села и деревни являются хранителями уникальных умений, необычайной красоты мечетей, так почему не вложить в них немного средств и не создать музеи национальной культуры? Нужно снова развивать сельское хозяйство, создавать агрогородки со всей необходимой инфраструктурой, чтобы у людей не было ни нужды, ни желания уезжать в города.