После публикации проекта приказа Минтранса России о рекомендуемых тарифах на парковку по различным регионам страны СМИ и автовладельцы в Казани забили тревогу – как формируются парковочные тарифы и как цена изменится после утверждения документа?
Задача платных парковок
Житель каждого города, сталкиваясь с запретами на свободную парковку, воспринимает такую меру, как очередной способ государства поживиться за счет своих граждан. Однако истинное назначение платных парковок – разгрузить центры крупных городов, повысить скорость передвижения, улучшить экологическую среду.
Председатель казанского транспортного комитета Айдар Абдулхаков заявил, что количество автомобилей в городе удваивается, и татарстанская столица приближается к участи столицы российской. Если несколько лет назад Казань не знала, что такое пробки, сейчас они в часы пик достигают уже 9-бальной отметки.
В результате появления первых платных паркингов существенная часть граждан заново открыла для себя общественный транспорт. Эффект от такой меры оказался налицо — средняя скорость передвижения по центру возросла на 12% при одновременном сокращении использования личного автотранспорта на 20%.
Еще одно неоспоримое преимущество, о котором редко думают и вспоминают водители – быстрая и качественная очистка городских улиц от снега. Паркуя машины вдоль обочины, на тротуарах, автомобилисты сами же мешают снегоуборочной технике, впоследствии жалуясь на городские власти за плохую работу коммунальных служб.
С момента старта в 2012 году пилотного проекта по организации платных паркингов, разработанного компанией «Штрих-М», в Москве уже насчитывается порядка 80 000 парковочных мест. Даже на второстепенных улицах экономный водитель не сможет найти обочину, не имеющую паркомата. Казань пока не может похвастать таким размахом, имея чуть более 3000 парковочных мест. При этом казанские власти подчеркивают, что столица РТ выгодно отличается от Москвы более свободной застройкой, позволяющей устраивать многоуровневые парковки. В скором же времени количество платных парковочных мест в Татарстане возрастет, окончательно лишив автовладельцев мест для бесплатной парковки.
Ценовая политика
Текущая стоимость парковочного часа в Казани после анализа оборачиваемости установлена в размере 30-70 рублей. Власти посчитали, что для одновременной загруженности парковок и получения стабильной прибыли в бюджет такая цена будет оптимальной для тех граждан, кому требуется оставить машину не более чем на пару часов. К примеру, стоимость московских паркингов составляет в диапазоне от 40 до 130 рублей в зависимости от востребованности места.
Каждый казанский паркинг оборудован паркоматом, принимающим в том числе транспортные карты. Кроме того, водители могут отправить бесплатное смс на специальный номер для списания со счета телефона соответствующей суммы. Но наиболее распространенным методом оплаты является приложение «Казанский паркинг», позволяющее даже покинуть парковку раньше и получить обратно на свой счет неистраченные денежные средства.
Разработанные Минтрансом методические рекомендации предполагают рассчитывать стоимость пользования паркингом, исходя из ее назначения, типа оставляемого транспортного средства, длительности парковки. Формула для определения конечной цены выглядит следующим образом:
P = Pбазx Ктип x Ктс x Кпрод x Кдоп
Включает она такие коэффициенты, как
— базовый показатель средней заработной платы по регионам города;
— назначение паркинга;
— тип размещаемого автотранспорта;
— длительность парковки;
— дополнительный параметр, обозначенный в рекомендациях, как иные критерии по усмотрению владельца парковки.
В случае, когда владелец оставляет машину на длительную стоянку, он попадет под повышающий коэффициент, призванный повысить оборачиваемость паркингов.
Комитет по транспорту Казани пояснил, что корректировка цены будет происходить постепенно, основываясь на анализе заполняемости парковок. Установив определенную стоимость, эксперты изучат, как изменится количество оставляемого транспорта. Согласно рекомендациям Минтранса, заполняемость должна варьироваться от 50 до 85%, то есть при выходе показателей за данные пределы, будет возможность далее корректировать цену. Таким образом, при загрузке свыше 85% парковочный час будет обходиться в 70 рублей, при загрузке менее чем в половину – 30 рублей. Для эффективности парковки она должна иметь не менее 15% свободных мест, чтобы водители имели уверенность в том, что за свои деньги они смогут быстро и надежно оставить свою машину.
Повысят ли тарифы на парковку
Безусловно, автовладельцы в штыки воспринимают любые ограничения в свой адрес и тем более лишние финансовые траты. Однако глядя на преобразившийся центр Казани, трудно не оценить преимущества свободных улиц, хорошей скорости передвижения и чистых тротуаров.
Сведения мониторинга показывают, что как минимум каждый третий казанский водитель хотя бы единожды, но пользовался муниципальными парковками. Около 30 000 автомобилистов используют их регулярно, оставляя транспорт не более, чем на час. При этом определенное количество парковок дает среднюю загрузку в 50%, тогда как часть достигает критического уровня в 95-100%. Это, по мнению Абдулхакова, дает возможность, как увеличивать, так и снижать парковочные тарифы. Расчет в данном случае прост: цена на место должна быть достаточно некомфортна, чтобы не вызывать желание оставлять машину надолго. Если же спрос совсем упадет, начнет снижаться и цена — это классические рыночные отношения.
Президент Татарстана Рустам Минниханов довольно жестко относится к данной ситуации, призывая отказываться от советских настроений, что «всё кругом колхозное». Столь «потребительское» настроение уже не применимо к современным условиям жизни – городское пространство не может и не должно быть бесплатным. Если же граждане привыкли экономить и не желают оплачивать стоянку на чужой земле, их полное право пользоваться общественным транспортом или иными средствами передвижения по городу. пользоваться общественным транспортом или иными видами передвижения по городу.