Снижение курса рубля происходит уже не теми темпами, что фиксировались в 2014-2015 годах. Тем не менее, сильная волатильность по-прежнему оказывает значительное влияние на основные сегменты экономики.
Поводом для обеспокоенности послужил тот факт, что впервые с 2016 года курс национальной валюты опустился ниже 70 руб. за доллар. Это предопределило более пристальное рассмотрение текущих зависимостей основных показателей бизнеса от котировок. Что касается Республики Татарстан, то активная реализация проектов с международным участием может существенно изменить свою динамику.
Исследования, проведённые бизнес-омбусменом Тимуром Нагумановым, показывают, что бизнес-климат в регионе за последний год существенно ухудшился, и связано это, в основном, не с курсом валют, а с политикой региональных властей и проверяющих инстанций по отношению к малым и средним формам ведения деятельности. Если же рассматривать проблему шире, то взаимосвязь с падением курса рубля, несомненно, прослеживается, поскольку релевантными причинами спада деловой активности послужили и проблемы со сбытом продукции, а также с получением кредитов предпринимателями. Если проводить аналогии с пиком кризиса, то второй фактор свидетельствует о подготовке банковского сектора к длительному сохранению сложившейся тенденции. Более того, рассчитывать на дешёвые кредиты больше не приходится, поскольку ужесточение санкций практически перекрыло российским банкам доступ к иностранному капиталу. Это уже нашло отражение в замедлении темпов снижение основных ставок, особенно по долгосрочному кредитованию.
В то же время, как отмечает замминистра финансов Владимир Колычев, у текущего снижения курса рубля нет экономически обоснованных оснований. Мы имеем дело как с последствиями политического давления, так и с общим оттоком капитала из страны, что на фоне достаточно высоких нефтяных котировок существенно усугубляет ситуацию. Для экономики Татарстана, где сконцентрированы предприятия нефтепереработки и химической промышленности, это чревато увеличением стоимости сырья и снижением инвестиционной привлекательности, поскольку прямой экспорт на внешние рынки даёт возросшую доходность и ускоренную оборачиваемость средств.
Если рассматривать сферу обслуживания, то она достаточно успешно нивелирует ценовые колебания, но связано это, скорее, не с успехами импортозамещения, а со снижением покупательской способности, ввиду чего предприниматели вынуждены сдерживать расценки и компенсировать упущенную выгоду за счёт наращивания оборотов.
В целом же малый бизнес в Татарстане, как и в других регионах, переживает не лучшие времена. Если в качестве основных показателей региона и озвучивается объём привлекаемого капитала, то речь идёт о зарубежных инвесторах или крупном бизнесе, изначально действующем в более привилегированных условиях. Создание особых экономических зон и территорий опережающего развития прежде всего ориентированы на крупных игроков, мелкий и средний же бизнес в полной мере ощущают на себе все негативные экономические тенденции. Такого мнения придерживается и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, которая, тем не менее, отмечает, что после фактического развала двух крупных агрохолдингов из трёх власти Татарстана объявили о смене приоритетов и активной поддержке малого бизнеса в АПК.
Показатели малого бизнеса в краткосрочной перспективе могут быть стабилизированы лишь путём ужесточения борьбы с теневым сегментом и легализацией оставшихся предпринимателей, и работа в этом направлении ведётся.
Оценка показателей и среднесрочное прогнозирование
Нынешнее снижение курса ещё не в полной мере нашло отражение в сфере бизнеса, поскольку данный сегмент обладает естественной инертностью, если речь не идёт о спекулятивных трендах. Что касается средне- и долгосрочной перспективы, то приходится прогнозировать постепенный рост стоимости отказываемых услуг и выпускаемой продукции, поскольку в подавляющем большинстве случаев импортозамещение не может продемонстрировать достаточное насыщение основных рыночных сегментов, ввиду чего по-прежнему сохраняется зависимость от валютных показателей.
Столь пессимистичный прогноз подтверждается и оценками экспертов в разрезе курса национальной валюты. Так, главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова называет справедливую стоимость доллара в пределах 60-70 рублей, что, тем не менее, не исключает значительных конъюнктурных колебаний. Тем не менее, рекордное по своим масштабам изъятие валюты, инициированное Центробанком, позволит дополнительно стабилизировать курс, а также снизить его зависимость от краткосрочных колебаний.
Отдельный вопрос – состояние строительного сектора. Как отмечают эксперты, этот сегмент экономики обладает наибольшей инертностью, ввиду чего даже с учётом падения курса рубля ожидать резкого удорожания недвижимости не стоит. Директор СК «Фарус» Рустем Юнусов отмечает, что потенциальное увеличение цен в первую очередь коснётся элитного жилья и его инженерных коммуникаций в частности. Что касается бюджетного строительства, то доля импортных составляющих здесь крайне невелика, обуславливая достаточно высокий уровень независимости от курса валют.
Тем не менее, общее состояние строительного сектора и введение новых правовых норм, например – отказ от традиционного долевого строительства, а также ужесточение требований к застройщикам приведёт к уходу с рынка более мелких игроков, провоцируя монополизацию и последующий рост цен, который может быть обоснован недобросовестными компаниями именно валютными колебаниями.
Для аграриев подобная ситуация может иметь двоякий эффект, поскольку в краткосрочной перспективе создаются более благоприятные рыночные условия. Однако в разрезе необходимости технического перевооружения и интенсификации производства возможны серьёзные затруднения уже в ближайшие месяцы.
Если рассматривать общее состояние производственного сектора, а также АПК, то в последние годы ряд таможенных барьеров был отменён или значительно ослаблен, что привело к возобновлению поставок из-за рубежа. Едва окрепшие отечественные производители оказались к этому не готовы, так что ослабление курса рубля делает их продукцию более конкурентоспособной, а иностранные компании получают дополнительный стимул к дальнейшему развитию проектов на территории особых экономических зон и повсеместной локализации. Насколько выгодным такое стечение обстоятельств окажется для рядовых потребителей, покажет время. Пока же для предотвращения оттока инвесторов у властей Татарстана есть весомый аргумент – возможность продления льготного налогового периода по ряду производственных площадок.