Татарстан одним из первых стремится выполнять распоряжения правительства Российской Федерации, в том числе и о максимальном использовании природного газа для заправки общественного транспорта и дорожно-коммунальной техники.
Газ есть, но не используется
Еще в 2013 году президент России Владимир Путин недоумевал – страна имеет четверть общемировых залежей природного газа и при этом находится лишь на 20 месте по применению его в качестве газомоторного топлива. В то время как более 80 стран перешли на активное использование газа, Россия, имея и ресурсы, и технологии, никак не может выйти на лидирующие позиции.
Поэтому было составлено распоряжение, чтобы к 2020 году города-миллионники перевели как минимум половину своих автопарков с общественным транспортом на газ. Города меньшей численностью должны заменить или 1/3 часть, или 10% парка в зависимости от количества горожан. Для осуществления данных мероприятий распоряжение предусмотрело соответствующие субсидии из федерального и местного бюджетов.
Эксперты подсчитали, что при переходе указанного количества автотранспорта на газ казна сэкономит на топливе порядка триллиона рублей. Кроме того, такого рода горючее существенно снизит уровень вредных выбросов в воздух, тем самым улучшая экологическую обстановку в городах.
По сравнению с более привычной пропан-бутановой смесью метан обладает рядом весомых преимуществ. Для начала, с целью получения пропана его необходимо переработать на нефтезаводах, в то время как метан сам по себе является самодостаточным топливом. Сразу с месторождения оно направляется на заправки, где проходит сжатие в компрессоре, а потому не может быть разбавлено посторонними веществами или испорчено.
Более привлекательным топливом метан считается и благодаря своей стоимости, выигрышной в 2-3 раза по сравнению с бензином и дизелем. Объясняется это государственным регулированием цены, установленной в размере 50% от бензина А-80.
Не менее значима и экологическая сторона этого газа, оставляющая далеко позади прочих конкурентов. Сейчас по объективным исследованиям он признан наиболее чистым и безопасным топливом, соответствующим стандарту Евро 5 и в разы снижающим объем загрязняющих воздух выбросов. Он не имеет в своем составе комбинации свинца и серы, считающейся наиболее опасной для людей и атмосферы. А оксида углерода и окиси азота в метане вдвое и даже втрое меньше, чем, например, в бензине, что служит одной из важнейших причин перехода на этот вид топлива во всем мире.
Российская практика применения метана
Екатеринбург в 2015 году получил в лизинг почти девять десятков новых автобусов, произведенных именитыми мировыми компаниями и работающих на метане. Все они имеют газовый двигатель с турбонаддувом, работающим в паре с автоматической трансмиссией. Бесперебойность их работы осуществляли два передвижных автомобильных газозаправщика на 5 и 10 кубометров, имеющие запас хода в 700 км и производящие подачу топлива дважды в день в течение 20 минут. Впоследствии в городе было построено несколько газовых автозаправок.
В 2018 году и в Казани для обслуживания горожан было запущено более сотни автобусов на природном газе. В распоряжении города они находились с 2015 года, но эксплуатировались только в периоды важных мероприятий. Перевозчиков пугала стоимость за такого рода транспорт, а также отсутствие развитой сети заправочных станций, поэтому они не спешили переоснащать свои автопарки.
Для массового внедрения газового транспорта действительно имеется немало сдерживающих факторов:
— отсутствие обширной сети газонаполнительных компрессорных станций;
— высокая стоимость переоборудования дизельного двигателя для применения газа, на которое частному перевозчику придется в среднем потратить более сотни тысяч рублей;
— безопасность перевозок, в которой сомневаются перевозчики. Хотя краш-тесты и испытания на заводах-производителях, где баллоны подвергаются воздействию крайне высоких, предельно низких температур и падению с разных высот, а также обстреливаются из оружия, показывают их уникальную прочность, противники метана все равно считают его взрывоопасным.
Очевидна ли выгода?
Что рядовых автомобилистов, что перевозчиков более всего интересует вопрос выгоды от смены топлива. Особенно в контексте текущих цен на бензин и неутешительных прогнозов экспертов относительно их непрекращающегося роста в будущем году. В таком случае метан для российских автовладельцев действительно станет спасением от дорожающего топлива.
Для того, чтобы начать применять метан, придется либо переоборудовать автомобиль, оснастив его газобаллонным оборудованием, либо сразу приобрести готовую метановую модель. В первом случае потребуется помощь профессионалов в сертифицированном центре и пара дней работы. Стоимость таких работ варьируется в пределах 50-100 тысяч рублей. В случае приобретения заводской модели потребитель не будет ограничен выбором – BMW, Volkswagen, Opel, Mercedes предлагают различные автомобили с силовым агрегатом, работающим на газе. Отличие в цене между стандартным двигателем и газовым составит до 200 тысяч рублей.
Самые простые расчеты для обоих вариантов перехода на метановый автомобиль показывают, что при стоимости газа в 9-12 рублей за кубометр и пробеге в 30 000 километров владелец потратит порядка 40 тысяч рублей за метан против 135 тысяч рублей за бензин. При этом расходы на приобретение новой машины или переоборудование имеющейся окупятся за 0,6 – 1,5 года.
Скептиков пока еще слишком много. Так, в Казани уже замечены возмущения среди автомобилистов по поводу очередей на газонаполнительных станциях из-за появления на дорогах новых автобусов. Водители заявляют, что теперь им приходится не менее часа проводить в очередях, а давление при этом падает настолько, что баллон заполняется только на 75%. Все аналогичные заявления подкреплены фотографиями в соцсетях с заправочных станций, где видны вереницы автомобилей.
Однако директор казанского филиала «Газпром газомоторное топливо» Булат Газизуллин уверяет, что 4 заправки более чем достаточно на такой город. Он приводит в пример Нижнекамск, имеющий аналогичное количество метановых автобусов, на которое приходится только 2 заправки. Фактическая загрузка казанских станций составляет 20%, а в скором времени будет оформлен земельный участок для строительства еще одной заправки.
Безусловно, несмотря на очевидные преимущества метана, придется намного активнее развивать инфраструктуру, чтобы все желающие смогли перейти на новый вид топлива. Российское правительство планирует к 2020 году развить газомоторную сеть до двух тысяч станций, чтобы замена привычного топлива на метан стала массовой. Наиболее смелые и современные автовладельцы могут начать применять экономичное и экологичное топливо уже сегодня.