Школьное образование в России в последнее десятилетие переживает серьёзные изменения. Устоявшаяся концепция, заложенная ещё в советские годы, себя изжила — это касается не только обучения, но и материально-технической базы. Не отстаёт от веяний современности и Казань.
Потребность в школах нового формата как отражение современных реалий
Если рассматривать текущие тенденции в градостроительстве, можно выявить необходимость развития инфраструктуры разрастающихся микрорайонов, в которых концентрируется наиболее активная категория граждан. Более того, зачастую именно наличие детских садов, поликлиник и школ является наиболее привлекательным фактором при покупке жилья. С учётом необходимости строительства новых образовательных учреждений открывается возможность переосмысления концепции школ и создания объектов, отвечающих современным требованиям.
Генеральный директор «Ак Барс Девелопмент» Сергей Ураков сообщил, что его компания уже готовится к строительству школы нетипового проекта в ЖК «Седьмое небо». По его словам, изначально при планировании нового ЖК в его состав была включена школа, существенно отличающаяся от стандартного образовательного учреждения. Что касается стоимости реализации подобных инициатив, то, как отмечают эксперты, объективный подсчёт затрат показал, что удорожания строительства при этом не наблюдается. Зам. руководителя исполкома по вопросам градостроительной политики Азат Нигматзянов сообщил, что всего в 2018 году в Казани запланировано открытие четырёх новых школ.
Реализация современных тенденций в школьном образовании
В качестве примера успешной реализации подобного проекта можно рассматривать уже действующую Международную школу Казани, которая изначально ориентировалась на иностранных специалистов, которые приезжают в Татарстан вместе со своими семьями. Преподавание в этом учебном заведении ведётся на двух языках, а расчётная вместимость составляет 450 учеников. Как отмечается, ключевым фактором, реализованным в образовательной парадигме, является уважение к каждому ученику. Что касается архитектуры, то существенные трансформации претерпела и планировка самого здания, в котором нет традиционных коридоров, а учебные классы интегрированы в общественные пространства со свободной планировкой. Внутренние площади легко трансформируются, размещаемая мебель мобильна, легко переставляется, в том числе и самими учениками, для которых функционирует зимний сад со свободным доступом.
Менее амбициозный, но всё же адаптированный под современные реалии проект, – гимназия №183, открывшая свои двери 1 сентября нынешнего года. Трёхэтажное здание школы подразделяется на несколько блоков, а планировка включает просторные рекреации, игровые зоны, спальни для учеников начальных классов и групп продлённого дня. Учебное заведение имеет современный медицинский блок, оснащено контейнерами для раздельного сбора мусора. Что касается образовательного процесса, то здесь реализуется лингвистический уклон, что позволяет ученикам изучать не только русский, татарский или английский языки, но и китайский или немецкий. Здесь же будут реализованы различные кружки и внеклассные секции, позволяющие организовать внеучебный досуг, не выходя из здания. Школа имеет просторный актовый зал с эстрадной сценой, два спортзала с раздевалками и душевыми, причём заниматься спортом можно будет не только в залах, но и в имеющемся бассейне.
Что касается современного подхода к образовательному процессу, то этому вопросу также уделяется значительное внимание. Так в многопрофильной гимназии №180 реализовано разделение учащихся по направлениям: математическому, биолого-математическому или полилингвальному. При этом принимается во внимание не только желание родителей, но и индивидуальные особенности каждого ученика, его склонность к изучению тех или иных дисциплин, с сохранением сменить профиль в процессе обучения. Такая концепция позволяет обеспечить углублённое изучение ряда дисциплин, необходимых для дальнейшего поступления в высшие учебные заведения. Школа имеет современное оснащение, включая интерактивное оборудование, библиотеку, а также обустроенную в соответствии со всеми требованиями прилегающую территорию.
Всесторонне направленный подход развития школ
Помимо вышеперечисленных проектов, в регионе реализуются и общие программы, позволяющие актуализировать школьный образовательный процесс, в частности — «Электронное образование Республики Татарстан», старт которой был дан ещё в 2009 году. Эта программа позволяет родителям отслеживать успеваемость ребёнка, его посещаемость, а также получать доступ к открытым образовательным ресурсам.
Более масштабные цели ставит перед собой программа «Школа будущего», нацеленная на создание современной среднеобразовательной системы. Она распространяется не только на вновь возводимые школы, но и на уже существующие, проходящие капитальный ремонт или реконструкцию. В соответствии с утверждёнными нормами, процесс строительства подобных учебных заведение не должен превышать 19 месяцев при общей стоимости проекта 870 млн. руб. Для ликвидации разрыва в образовательных программах школы и высших учебных заведений создаются так называемые «профессорские классы», в которых преподавание ведётся специалистами ВУЗов. Благодаря такому подходу реализован новый уровень целевой подготовки специалистов для ведущих предприятий, отбор которых происходит уже со школьной скамьи. Это позволяет финансировать строительство и модернизацию учебных заведений как за счёт федерального и регионального бюджетов, так и с привлечением средств частных инвесторов.
Начальник Управления образования Казани Ильсур Хадиуллин отмечает, что в столице Татарстана реализуется и ещё один масштабный проект по реорганизации учебных заведений школьного и дошкольного образования, основным результатом которой является их объединение с целью повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и создания единого образовательного пространства. Стоит отметить, что проект основывается не только на инициативах по модернизации концепции обучения, но и на сугубо финансовых вопросах, поскольку существующие механизмы финансирования основываются при распределении средств на общей численности обучаемых. Подобное объединение позволит ликвидировать небольшие учреждения, которым не хватает денег для ведения полноценной хозяйственной деятельности.
В школах региона реализуется и программа «Доступная среда», открывающая образовательный процесс людям с ограниченными возможностями.
Если рассматривать реализуемые в школьном образовании Казани инициативы, можно выявить комплексный и всесторонне направленный процесс, ключевой задачей которого является не только обеспечение текущих потребностей в школах и их вместимости, но и переход на новый уровень ведения процесса, повышающий качество получаемых школьниками знаний.