Регулирование плотного трафика в крупных городах – проблема, которая усугубляется день ото дня, решение которой требует значительных финансовых вливаний, переустройства инфраструктуры, логистической переработки маршрутов движения общественного транспорта, переноса крупных торговых объектов за пределы центра при одновременном введении ограничительных мер.
Однако власти в России сконцентрировали своё внимание лишь на последнем инструменте, результативность которого весьма сомнительна. Вернуться к обсуждению данного вопроса заставило рассмотрение закона «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в РТ».
Ключевые особенности законопроекта и его несовершенство
Объективно, законопроект содержит ряд актуальных тезисов, реализация которых позволяет систематизировать регулирование в части организации платных парковок в городской черте. А именно – запрещается обустройство платных стоянок возле поликлиник, ряда образовательных учреждений, во дворах зданий, являющихся общедомовой собственностью и на прилегающей территории иных муниципальных органов и учреждений, оказывающих услуги населению.
С учётом того, что зона платной парковки, введённая в той же Казани, только расширяется, подобная инициатива воспринимается как фактор ослабления ограничительных мер, однако отсутствие чёткого определения в понятии «прилегающая территория» даёт муниципалитетам практически полную свободу действий, сводя регулирование на нет. Более того, Госсовет Казани уже обратился в Думу с просьбой дать муниципалитетам достаточно полномочий для самостоятельного определения размеров прилегающих территорий с целью недопущения сокращения числа парковок. По предварительным подсчётам, городской бюджет столицы Татарстана ежегодно получает не менее 100 млн. руб. из этого источника.
Марат Галеев как глава парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству отметил, что такие полномочия позволят муниципалитету подходить к вопросам о платной парковке самостоятельно и индивидуально в каждом конкретном случае.
Представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин полагает, что инициатива ограничения зон платной парковки достаточно актуальна, поскольку позволяет разрешить ситуацию с возможностью подъезда к различного рода муниципальным учреждениям, а также снизить финансовую нагрузку на автомобилистов. Ввиду чего передача полномочий заинтересованным городским чиновникам не позволит в полной мере реализовать положительные стороны законопроекта.
Камнем же преткновения в обсуждении указанного законопроекта стал пункт об ограничении или прекращении движения транспортных средств, обоснованием для которых может стать формулировка — «в целях обеспечения эффективности организации движения». Именно отсутствие чёткого определения причин ограничения движения позволяет властям как прибегать к общепринятым мерам в виде запрета на въезд в центр грузового автотранспорта в дневное время, так и злоупотреблять полномочиями в стремлении нивелировать просчёты в градостроительной политике за счёт введения иных барьеров, не позволяющих автомобилистам в полной мере использовать преимущества индивидуального транспорта.
На заседании Госсовета, где рассматривался законопроект, выступал и представитель коммунистической партии Артем Прокофьев, который сделал ряд объективных замечаний по сути документа и отметил, что в подобной редакции он лишь усугубит ситуацию. Фактически, городские власти окажутся перед дилеммой: сократить поступления в казну за счёт сокращения числа платных парковок или сохранить их. А проблемы трафика — решать посредствам запретительных мер. Инициатива может вылиться и в виде платного въезда в центр крупных городов, что также негативно скажется на социальной напряжённости.
Актуальность нового закона о дорожном движении
Несомненно, проблема плотного трафика остро стоит во многих крупных городах, включая Казань, однако заградительные барьеры не решают ситуацию с должной степенью эффективности. Как отметил уже упомянутый Артем Прокофьев, текущая экономическая ситуация в стране такова, что стоимость топлива, подорожание платных парковок и расширение их зон, ОСАГО и штрафы на фоне невысоких доходов граждан сами по себе являются ограничением использования личного автотранспорта. Он также отметил особенности российского климата, в которых автомобиль перестаёт быть роскошью и становится необходимостью. Помимо этого, потенциально возможные ограничения, опираясь на уже принятый законопроект об ограничении движения неэкологичного транспорта, может ударить по самым малообеспеченным категориям граждан, у которых нет средств на обновление собственного автопарка.
Эксперты единогласны во мнении, что система перехватывающих парковок и общественного транспорта функционируют неудовлетворительно, поэтому введение дополнительных ограничений для автомобилистов приведут к росту загруженности автобусов и маршрутных такси, лишь усугубляя ситуацию. Что касается метрополитена, то он пока не в состоянии охватить наиболее востребованные направления за счёт одной имеющейся линии, запущенной в 2005 году.
Таким образом, на первый план встают инфраструктурные вопросы, только решив которые можно говорить об актуальности принятия ограничительных мер на въезд в город. Что же касается более актуальной инициативы, качающейся зоны платных парковок, то неплохая задумка законотворцев упирается в недостаточную степень проработки рассмотренного документа, ограничивающую его применимость в реальных условиях.
Помимо описанного законопроекта, вопросам размещения автотранспорта посвящена и ещё одна инициатива – сделать все муниципальные парковки бесплатными в ночное время. Такая практика ориентирована на жителей центральных районов города с целью разгрузить дворовые территории и обеспечить необходимую площадь рекреационных зон.
Что касается результативности принимаемых законодательных мер регулирования дорожного движения, то сделать её предварительную оценку достаточно сложно, поскольку при разработке закона, как отметил депутат Мунир Гайнуллов, не учитывался зарубежный опыт — авторы основывались лишь на опыте Москвы и Санкт-Петербурга. Тем не менее, законопроект был принят в первом чтении, а к его детальному рассмотрению в Госсовете депутаты вернутся в декабре.