На днях новую волну обсуждений цен на все виды топлива спровоцировало заявление начальника управления по рациональному использованию ТЭР Роберта Гилязиева, который полагает, что уже в январе стоимость может повыситься на 1,7%. Насколько обоснованы подобные прогнозы, мы и попытаемся разобраться.
2018 год стал наиболее сложным для внутреннего энергетического рынка страны — динамика роста цен била все рекордные отметки за последние 10 лет, ввиду чего правительству пришлось оперативно решать вопрос о пусть и временном, но снижении акцизов на топливо. Как отмечают эксперты, дальнейший рост был остановлен ещё и благодаря активному взаимодействию с крупными компаниями, которые не допускали влияния конъюнктурных колебаний на розничные цены.
Тем не менее, изменение ставки НДС и другие объективные факторы приводят к тому, что начало 2019 года, очевидно, будет ознаменовано очередным повышением, при этом в дальнейшем, начиная с февраля, рост не должен превысить величины инфляции. В то же время, Наталия Орлова — главный экономит Альфа-Банка, отмечает, что только официальный показатель инфляции может приблизиться к отметке в 5,5%, так что благоприятная ситуация на рынке топлива пока не прогнозируется.
Одновременно с этим, согласно опубликованным данным, стоимость бензина в Татарстане в среднем ниже, чем в общем по ПФО. Данный фактор обусловлен концентрацией нефтеперерабатывающих предприятий в регионе, что сокращает издержки на транспортировку продукции до конечного потребителя. В то же время подобный ценовой дисбаланс при отсутствии эффективного надзора может спровоцировать более значимое повышение розничных цен.
Подобные опасения имеют под собой вполне объективные основания, поскольку Татарстан не может удовлетворить даже собственные потребности в топливе. Согласно экспертным оценкам, региону в год требуется 1,15 млн. тонн, в то время как существующие мощности позволяют выпускать только 580 тысяч тонн топлива. При этом дизельное топливо производится в достаточном количестве, а основной объём закупок приходится на бензин.
Несмотря на то, что правительством был озвучен целый комплекс мер по нормализации цен на топливном рынке, а крупные компании рискуют в случае невыполнения поручений руководства страны столкнуться с заградительными пошлинами, перекрывающими внешние рынки, антимонопольный комитет не раз инициировал разбирательства по поводу возможного сговора и необоснованного удорожания ГСМ.
Уже год длится разбирательство с компаниями «ТАИФ-НК АЗС» и «Татнефть-АЗС Центр», связанное с обвинениями в сговоре последних, что привело к росту стоимости топлива в Татарстане даже больше, чем на Уфимском НПЗ. Указанные компании контролируют до 60% рынка региона, так что их влияние, как и самого процесса, на ситуацию сложно переоценить.
Одним из механизмов снижения собственных издержек ряд компаний считает снижение качественных показателей топлива. Как показывают результаты проверок, в среднем объём продукции, несоответствующей установленным требованиям за прошедший год, выросло с 3,8 до 4,3%. При ужесточении надзора может сформироваться ещё одни фактор, негативно влияющий на региональные расценки.
В целом же ввиду увеличения налоговой нагрузки, общей нестабильности на рынке, роста спроса можно с уверенностью прогнозировать общее повышение цен, избежать которого вряд ли удастся. Такого же мнения придерживается и Рустам Танкаев — член комитета по энергетической стратегии Торгово-промышленной палаты. По его словам, изменение законодательства автоматически заложило увеличение стоимости топлива на 7 руб. за литр. Такое стечение факторов предопределяет необходимость сокращения внутренних производственных издержек и повышения общей эффективности, которое невозможно без технического перевооружения большинства перерабатывающих предприятий, а это в условиях кризиса крайне затруднительно как в финансовом, так и в технологическом плане.
Цены на топливо в Татарстане и факторы, обеспечивающие их стабилизацию
Ключевым фактором, с которым связывают региональную стабилизацию цен на бензин, является запуск оборудования на заводе «ТАНЕКО», которое позволяет полностью обеспечить Татарстан.
Отмечается, то в регионе ведётся активная работа по внедрению передовых технологий, повышающих качество готовой продукции при одновременном снижении её себестоимости. Гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин заявил о готовности его компании реализовать пилотный проект по созданию установки, позволяющей синтезировать топливо из природного и попутного нефтяного газа с помощью холодной плазмы. Конечно, говорить о влиянии подобных разработок на краткосрочные прогнозы не приходится, но в среднесрочной перспективе определённый положительны эффект может быть достигнут.
Несмотря на данные официальной статистики, согласно которым стоимость топлива на несетевых АЗС, принадлежащих небольшим компаниям и ведомствам, более чем на 1 руб. за литр выше, чем на заправках крупных игроков отрасли. Их присутствие создаёт конкурентную среду, нивелирующую общую глобализацию топливного рынка.
Положительно сказывается на стабилизации цен в конце 2018 – начале 2019 годов и тот факт, что поставщики нефтепродуктов вынуждены в конце года реализовывать остаточные запасы по сниженным расценкам. Тем не менее, как полагает Директор ООО «Уралнефтепродукт» Лилия Зарипова, это временная ситуация, которая лишь отсрочит неизбежное удорожание, ожидаемое к середине следующего года.
Роберт Гилязиев в качестве ещё одного стабилизирующего фактора называет активный переход на различные виды газомоторного топлива, цены на которое значительно ниже, хоть и подвержены тем же колебаниям. Однако газ дополняет конкурентную среду на рынке, сдерживая предстоящее повышение. Согласно официальным данным, только за прошедший год в регионе появилось 2,6 тыс. таких транспортных средств. В качестве сдерживающего фактора здесь отмечается слабое развитие сети заправочных станций и ужесточение административных барьеров в части переоборудования автомобилей.
Что касается законодательных инициатив, то наиболее результативным решением может стать внедрение обратных демпфирующих акцизов, позволяющих нивелировать изменение налогообложения, а также свести к минимуму даже введение заградительных пошлин, но только при условии, что цена на нефть не опустится ниже отметки в 60 долларов за баррель.
В конечном итоге, вероятность дальнейшего повышения цен на все виды автомоторного топлива в Татарстане, как и по всей стране, крайне высока. Эксперты сходятся во мнении, что результативных факторов, препятствующих этому негативному явлению, крайне мало, и скажутся они скорее лишь на динамике удорожания. По ряду прогнозов, наибольший скачок может произойти во второй половине 2019 года, при этом определяющей будет ситуация, в том числе, и на международной бирже.