В асфальт республиканских дорог закатают миллиарды

ремонт дорог РТСостояние сети автомобильных дорог регионального значения ещё несколько лет назад не выдерживало никакой критики. Для того, чтобы обеспечить повышение их эксплуатационных показателей, и был запущен федеральный проект БКАД, который наряду с региональными программами позволил обеспечить определённую положительную динамику.

Проекты, финансирование, перспективы…

Автомобильные дороги федерального значения по своему качеству и оперативности выполнения ремонтных работ максимально приблизились к проектному уровню. Это стало возможным благодаря стартовавшей в 2012-2013 гг. программе перехода эксплуатирующих организаций на долгосрочные государственные контракты на выполнение работ/оказание услуг по содержанию. В настоящее же время реализуется инициатива по улучшению дорожной инфраструктуры регионального и муниципального уровней.

Если говорить о Татарстане, то в 2019 году финансирование дорожной отрасли, несмотря на экономические сложности, останется на высоком уровне. В Казани на ремонт дорог в текущем году направляется 3,2 млрд. руб., о чём сообщил Игорь Куляжев — глава комитета внешнего благоустройства. По официальным данным, эти средства будут потрачены на ремонт 32 улиц и 19 тротуаров, организовано благоустройство 290 дворов.

Кроме того, будут решаться и сезонные задачи, в частности – обновлена горизонтальная дорожная разметка. Из этих средств только 2,2 млрд. руб. выделяется из федерального бюджета, остальные средства – региональные. В этом году также будут организованы подъездные дороги к 14 садово-дачным товариществам и кооперативам.

В рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Республика Татарстан получит в 2019 году 2,6 млрд. руб. Помимо приведения уже существующей сети автомобильных дорог, предполагается и проведение работ по их реконструкции с увеличением пропускной способности. Так, в нынешнем году в связи с необходимостью расширения дорожного полотна будут снесены 75 дач, 2 магазина и 16 жилых домов.

Что касается уже упомянутых федеральных автомобильных дорог, то в Татарстане предполагается ремонт 183 км. Показатель прошлого года остался практически без изменений — тогда было отремонтировано 180 км., а вот в 2017 году – всего 120 км. Эти данные озвучил заместитель начальника «Волго-Вятскуправтодор» Сергей Автономов. Таким образом, предполагается отремонтировать 17% от общей протяжённости федеральных автодорог.

Стоит отметить и положительный опыт от реализации такого интерактивного проекта как «Карта убитых дорог», благодаря которому каждый житель мог принять участие в определении наиболее проблемных и нуждающихся в ремонте участков. В 2019 году большинство участков, на которых будут проводится дорожные работы, определены именно благодаря данному проекту.

Стоит отметить, что при активной работе местных чиновников получать средства на ремонт дорог из федерального бюджета смогут теперь не только Казань и Набережные Челны, но и Нижнекамск. В этом году будет возобновлена реализация проекта строительства Большого казанского кольца.

Обсуждаются и куда более масштабные проекты, одним из которых является скоростная трасса «Москва-Казань». Предварительная стоимость новой автодороги со всеми искусственными сооружениями и объектами обустройства составляет 365 млрд. руб. Завершить строительство предполагается в 2024 году.

Переход от количественных показателей к качественным

Что касается технологий, используемых при ремонте и строительстве автомобильных дорог, то Татарстан находится в числе регионов, внедряющих достаточно смелые инновации. На прошедшей в прошлом году в регионе выставке «Дорога-2018» министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин отдельно упомянул о технологиях дешёвого строительства, использующихся при создании сельских дорог. Как пояснил чиновник, применение смешанного типа покрытия, базирующегося на использовании местных материалов, позволяет даже в условиях ограниченного финансирования решить наиболее насущные проблемы.

Для проведения ремонтных дорог активно применяются и экспериментальные полимерно-битумные вяжущие, основные технологические свойства которых адаптированы под российские реалии и погодно-климатические особенности. Как отмечают эксперты, такой шаг – это скорее вынужденная мера, нежели стремление властей внедрять передовые технологии. Практика показала, что традиционные материалы попросту не справляются с возрастающими нагрузками и интенсивным трафиком, из-за чего возникали объективные претензии к долговечности сданных в эксплуатацию после ремонта или реконструкции участков.

По данным портала Domofond, составившего независимый рейтинг городов и регионов в разрезе качества автомобильных дорог и доступности парковок на основании мнений жителей, Казань занимает лишь 33 место. Стоит отметить, что ни один из городов-миллионников не попал в десятку лидеров, что скорее отражает несоответствие инфраструктуры реальной нагрузке, нежели её качество.

А вот по данным Финансового университета при правительстве РФ, Казань по состоянию дорожной инфраструктуры занимает второе место, уступив лишь Грозному. Качество объектов ремонта, капитального ремонта или реконструкции оценивается не только с привлечением аккредитованной дорожной лаборатории, но и независимых специалистов Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Благодаря проекту «Народный контроль» к надзору за состоянием дорожной сети удалось привлечь и общественность.

Если говорить о текущем положении дел, то нормативным требованиям удовлетворяет лишь 46,3% от протяжённости региональных автомобильных дорог. При этом наблюдается определённый дисбаланс, поскольку на территории уже созданных агломераций этот показатель достигает 81%. Основным негативным фактором при этом является необходимость софинансирования проекта БКАД из региональных дорожных фондов.

В конечном итоге, дорожная сеть не охваченная границами агломераций, может столкнуться с недостатком финансирования даже для поддержания её эксплуатационных показателей. Говорить о качестве работ в рамках БКАД пока преждевременно, что же касается федеральных дорог, то этот показатель поддерживается ещё и нормативными сроками устранения дефектов, определёнными на государственным уровне приказом Минтранса №163, за нарушение которых предусмотрены значительные штрафы.

Подводя итог, можно отметить, что Татарстан является одним из регионов, где дорожному строительству уделяется особое внимание, благодаря чему достигнуты определённые результаты. Тем не менее, невозможность финансирования дорожных фондов всех уровней в должном объёме прослеживается и здесь. И если на федеральных автомобильных дорогах ситуация может быть положительно оценена, то на региональных, особенно не попавших в перечень проекта БКАД, всё несколько сложнее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*