– именно так желают счастливого пути водителю те пассажиры, которым поездка понравилась. А наш корреспондент этими словами завершает свой рассказ о том, как он несколько часов провел в салоне автомобиля, принадлежащего одному их местных таксопарков.
(Окончание).
Недовольство бывает разным
Напомню, что мы с водителем такси (оказавшимся по счастливой случайности моим старым знакомым Сергеем Смолиным) в процессе рабочего катания по городу прибыли к одному из популярных развлекательных заведений.
Сергей паркуется справа от довольно плотного ряда машин, выстроившихся напротив основного входа, а я выхожу размять кости и подышать свежим морозным воздухом. Рука автоматически тянется в карман за зажигалкой и «палочками для самоубийцы», но я замечаю предостерегающую табличку «No smoking!» и отхожу подальше. Высекая огонь, краем глаза замечаю, что к Сергею, также вышедшему размяться, нетвердой походкой подваливает какой-то слегка растрепанный мужчина. О чем-то говорит, размахивая руками, затем плюет под колеса авто и ковыляет вдоль стоянки.
Я возвращаюсь, и Сергей поясняет ситуацию:
– Мы с тобой сейчас подкатили к развлекательному центру «Бомбей». Отметились на этой точке, стоим. Тут выходит человек, спрашивает: «Свободен?» У меня пока заказов нет, и я отвечаю утвердительно. Он интересуется, во сколько ему обойдется поездка по двум адресам. Я называю ему нашу цену, по нашим, «Фортуновским» тарифам (и то даже со скидкой!), но ему показалось дорого: я, мол, и за 15 рублей доеду! Обиделся… Но ему на самого себя нужно обижаться: пить не умеет. Употребил, раздухарился и считает, что если он в костюме и галстуке, значит, я его раб и должен его катать бесплатно?! Люди еще не привыкли расплачиваться за услуги: как в ЖКХ, как в общественном транспорте, так и в такси.
В голосе Сергея звучит едва прикрытая досада на хамоватое поведение несостоявшегося клиента. А мы пока стоим, ждем заказ. У «Бомбея» мы вторые в очереди среди таксистов этой фирмы.
Что сверх плана – твоё!
Мне понятна и легкая грусть, появляющаяся в глазах моего водителя, когда тот смотрит на яркие неоновые вывески ночных клубов. Ведь, как я уже говорил, когда-то он был далеко не последним человеком в челнинском круговороте шоу-бизнеса. А в двух из клубов даже сподобился поработать сотрудником охраны!.. Но – сами понимаете – там своя работа и свое вознаграждение за труд. А здесь, на новом поприще?
Откровенный Сергей и тут не уходит от ответа:
– Я работаю не на троллейбусе. Сейчас на дорогах разъезжают самые разнообразные автомобили с шашечками на бортах. Количество такси с каждым месяцем увеличивается, ведь для многих это действительно прибыльный бизнес. Но наша зарплата – я говорю конкретно про нашу фирму! – зависит от нескольких факторов. Есть определенный план, определенная сумма, которую ты должен сдать в день. Все, что сверху, – твоя зарплата. Конечно, она напрямую зависит от вызовов, от твоей работы. Пахать надо, перемещать клиентов из пункта А в пункт Б – тогда и деньги будут! А за просто так, за то, что ты статично «просидел» все время на какой-то точке, никто тебе не заплатит. Не привез дневную выручку – плати разницу из своего кармана!
Как поделили город
Уверен, просто так стоять в ожидании вызова Сергею совсем неинтересно. Еще бы, ведь я знаю его как деятельного, энергичного человека! И, дабы он совсем не «засох» в кабине, задаю новый вопрос, связанный с «расстановкой сил» на карте города.
– Вообще, город территориально поделен на 9 частей. Сидоровка, ГЭС, ЗЯБ и шесть основных стоянок в Новом городе. Завершив рейс по заказу, ты торопишься на одну из этих девяти точек, отмечаешься в «системе» по GPRS-связи, и диспетчер знает, где именно ты находишься. Ждешь своей очереди, чтобы быстрее доехать до ближайшего клиента – в пределах двух-трех, максимум – семи минут. Конечно, в час пик, в «пробках» бывают некоторые осложнения, опоздания, сам понимаешь!
Сейчас где-то в этом районе стоит одна наша машина. Она пока первая на очереди. Получит заказ, уедет, и я автоматически становлюсь первым в этом районе. Если в каком-то районе заказ «повис» (рядом нет наших машин), то могут перекинуть туда ближайшую к этому месту свободную машину. В том числе, например, и меня, ведь я пока свободен! Все эти манипуляции отражаются у меня в телефоне и в «системе».
А я-то, господа читатели (как, наверное, многие из вас), думал, что такси – это проще пареной репы. Позвонил, вызвал, проехал, заплатил и всё! Но, как оказалось, служба такси в современном мире чем-то похожа на службу гражданской авиации. Не такая сложная, конечно, но…
О ЧЁМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ…
Если вы должны кого-то встретить или, наоборот, провожаете гостей в аэропорт или гостиницу; если вы хотите быстро приехать домой после делового или развлекательного мероприятия, то вы невольно оказываетесь перед выбором: прибегнуть к услугам многочисленных частных перевозчиков, которых называют «бомбилами», либо довериться профессиональным таксистам.
Но, если «бомбилам» закон не писан, то официальные таксисты, даже в том случае, если пассажиры отказываются платить за проезд, не имеют абсолютно никакого права их задерживать. Единственным возможным вариантом для водителя является оповещение диспетчера об этом инциденте. Диспетчер, в свою очередь, занесет данного клиента в черный список, исключив этим самым его из базы активных клиентов. А оно вам надо?
Немножко психолог
Чем больше я слушаю своего vis-à-vis, тем больше у меня к нему вопросов. Но только я достаю диктофон и открываю рот, чтобы задать следующий, как у Сергея срабатывает оповещение о новом клиенте. На сей раз будущий пассажир ждет нас где-то на «КАМАЗе», в районе завода двигателей…
Мчимся туда. И опять по пути нас ждет ситуация чем-то похожая на недавнюю – клиент не указал точного места. Впрочем, ему – клиенту – это сделать было проблематично. Во-первых, завод растянулся на несколько километров (с несколькими выходами из проходных). Во-вторых, гражданин оказался не местным, а командировочным аж из Новосибирска.
Пока мы вертимся в поисках вызвавшего нас человека и созваниваемся с ним по мобильнику, у Сергея есть еще несколько минут, чтобы – со своей стороны – подвести итог нашей беседе:
– Я встречал многих клиентов, которые не прочь задать таксисту какой-нибудь вопрос (бывает, и с подковыркой). Лично я с удовольствием и отвечаю на любой вопрос. И не просто «колыхаю воздух», а отвечаю предметно, со знанием дела. Опыт-то уже есть – я много где работал, много где побывал, много что видел, много с кем общался! Вопросы бывают разные: о городе, о нашей работе, что-то чисто бытового или даже психологического характера. Если у человека какая-то неприятность, или, напротив, радость, он – бывает! – спешит поделиться с таксистом. Тут срабатывает психология «попутчика в вагоне поезда»: хочется поделиться чем-то с человеком, которого больше никогда не увидишь!
Происходит определенный обмен энергетикой. Пассажир выходит из твоей машины, получив двойной кайф – от того, что его быстро и без эксцессов довезли, и от того, что выслушали. А когда человек говорит тебе «спасибо» за то, что ты его выслушал, тебе тоже приятно. Я считаю, что каждый таксист должен быть немножко психологом. Ты же не дрова везешь, а живого человека! Каким бы он ни был…
Что ж, господа, а ведь в этом Сергей прав! Любому из нас наверняка понравится, если везет тебя не абы кто, следящий только за дорожными знаками да разметкой, а интересный, начитанный и образованный человек, с которым и поговорить-то в радость!.. Жаль, правда, что такие редко в таксисты попадают. Это вам не фильм «Люди и манекены» с Аркадием Райкиным в роли водителя машины с «шашечками»…
Прощаясь с Сергеем, я традиционно желаю ему «ни гвоздя, ни жезла». А он мне в ответ – «легкого пера». Надеюсь, еще увидимся!