1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи – мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной… И 16 мая на экраны вышел фильм-сказка «Золушка».
И увидела свою мечту…
Идея экранизировать старинную французскую сказку принадлежала кинорежиссеру Надежде Кошеверовой. В официальной «табели о рангах» советского кино она занимала весьма скромное положение, но принадлежала, можно сказать, к высшей ленфильмовской аристократии. В 1920-е годы – артистка авангардных эстрадных театров «Вольная комедия» и «Балаганчик», участница легендарного ФЭКСа (Фабрики Эксцентрического Актера); первым браком – жена театрального режиссера Николая Акимова, вторым – оператора Андрея Москвина (трилогия о Максиме, «Иван Грозный»); близкий друг драматурга Евгения Шварца.
Только во время Великой Отечественной Надежда Кошеверова получила право на самостоятельную постановку и вместе с другим режиссером «второго эшелона», Михаилом Шапиро, экранизировала оперу Чайковского «Черевички» (1944). Благосклонно принятая худсоветом, картина прошла по экранам незаметно и вскоре была прочно забыта.
В 1944 году Кошеверова прилетела из Алма-Аты (где киностудия работала в эвакуации) в Москву – сдавать «Черевички». И в одном из коридоров Комитета по делам кинематографии увидела актрису Янину Жеймо…
Приговор: травести!
Янина родилась в семье цирковых артистов. Ее детство прошло под знаком праздника и нужды. Цирковых заработков не хватало, отец болел, с раннего детства ей пришлось подрабатывать. С трехлетнего возраста она выступала в цирке наездницей, гимнасткой, балериной, музыкальным эксцентриком.
Маленький рост – казалось бы, трагедия для молоденькой девушки – сослужит ей впоследствии верную актерскую службу, но отчасти и ограничит диапазон ее амплуа вечным приговором: травести. То есть актрисы, исполняющей роли противоположного пола или ребенка.
В 15 лет параллельно с работой на эстраде Янина Жеймо втайне от родных поступила в актерскую студию ленинградского кинокомбината ФЭКС. И начала сниматься. Это было время наибольшей ее популярности. Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. В 1939 году ее наградили орденом «Знак почета».
Шло время. Отгремела и закончилась война. А за год до победы Янина Жеймо встретилась с режиссером Надеждой Кошеверовой, которая и увидела в ней «свою» Золушку…
Старая сказка с новым смыслом
Сценарий к фильму написал замечательный драматург Евгений Шварц по мотивам сказки Шарля Перро. Надо сказать, что оригинальная сказка XVII века – это довольно мрачное произведение. Шварц своим талантливым пером оживил известную историю, придав ей комедийное содержание с элементами сатиры.
Высказывания героев до сих пор не потеряли своей актуальности и звучат довольно злободневно. Вспомним хотя бы слова феи о мачехе: «Давно превратила бы ее в лягушку, но, к сожалению, у старухи огромные связи!» Кстати, Шварц наш земляк, он родом из Казани. А уж о популярности фильмов, снятых по его произведениям, нечего и говорить, достаточно перечислить лишь некоторые: «Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Убить дракона»…
Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда – актеры-то были почти неизвестными. Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского, сыгравшего роль Принца, эта картина не начало, как могло бы показаться, а… закат. Они вместе работали до этого в фильме «Шел солдат с фронта», а позже – на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» (Консовский часто играл простых деревенских пареньков).
Съемки картины обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет, она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое». Консовский был младше Жеймо на три года. Рассказывают, что работники студии приносили из дома все мало-мальски «придворное» для съемок бальных сцен, а платье Золушки сооружалось из обрезков, вот только туфельки пришлось делать специально, потому что найти обувь 31-го размера не смогли.
Благородный Гарин
В «Золушке» снялось много великолепных актеров и актрис. Тут и Эраст Гарин, и Василий Меркурьев, и Фаина Раневская, и Сергей Филиппов… Принято считать, что роль Короля – одна из больших удач Эраста Гарина в кино. А вот как о работе с ним вспоминала Янина Жеймо:
— В 1946 году я встретилась с Эрастом Павловичем на съемках «Золушки». Только теперь он был уже не режиссером, а моим партнером: Гарин – Король, а я – Золушка.
В одной из сцен на балу я стою на ступеньках дворцовой лестницы. Входит Король и при виде незнакомки подбегает, чтобы приветствовать ее.
Когда устанавливали кадр, режиссеры попросили Гарина подходить к Золушке с левой стороны. Он категорически отказался. Только справа! Никто не мог понять упорства Гарина. Одна я сразу все поняла и в душе была ему безумно благодарна. Еще в 1939 году во время съемок «Доктора Калюжного» я всегда на крупных планах старалась оказаться левым профилем к аппарату. Гарин это заметил и, хотя прошло семь лет, не забыл. В этом благородном поступке – весь Гарин.
Да здравствуют цвет и качество!
Подготовкой к реставрации и колоризации «Золушки» в 2007 году занялось объединение «Крупный план», задавшись для начала целью собрать максимум информации, имеющей отношение к фильму. В Российском государственном архиве литературы и искусства удалось разыскать стенограммы заседаний художественных советов киностудии «Ленфильм» и Комитета по делам кинематографии за 1946-1947-е годы, свидетельствующие, что, по замыслу авторов, «Золушка» должна была быть цветной, а никак не черно-белой картиной!
В результате «архивных раскопок» перед «Крупным планом» встали сразу две задачи: одна – отреставрировать черно-белую копию, вторая – осуществить мечту создателей фильма о сказке в цвете. Обрабатывался каждый кадр в отдельности – а их через руки реставраторов «Золушки» прошло 120 тысяч! Также была проведена филигранная работа по реставрации звуковой дорожки фильма.
К сожалению, мы не можем раскрыть секреты колоризации картины, поскольку технология запатентована американской компанией «Legend Films». Одно можно сказать с уверенностью: «Крупный план» приложил все усилия, чтобы фильм сохранил свою самобытность и не стал аналогом стандартной голливудской продукции. На завершающей стадии создания цветной версии картины полученный из США колоризованный материал прошел несколько этапов окончательной обработки в студиях «Крупного плана».
Так «Золушка» стала очень качественной. И цветной.