Переговоры об увеличении доли Daimler в КАМАЗе до блокпакета (сейчас у нее 11%, еще 4% находится в совместном с ЕБРР управлении) приостановлены, сказал гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Основная проблема – цена. Российская сторона считает, что КАМАЗ стоит дороже, чем оценивает Daimler. Это подтверждается данными последнего финансового отчета КАМАЗа, который показал позитивную динамику по основным показателям.
Чистая прибыль «Камаза» по МСФО в 2012 г., по предварительным данным самой компании, выросла в 2,5 раза до 4,68 млрд руб. (чистая рентабельность — 4% против 1,7% годом ранее), EBITDA — на 66% до 10,5 млрд руб., сообщалось ранее. Завод реализует программу повышения эффективности бизнеса. Сколько, по мнению российской стороны, стоят акции «Камаза», Чемезов не пояснил. Представитель «Ростеха» отказался от комментариев. Представитель Daimler на запрос «Ведомостей» не ответил.
Скорее всего, российские акционеры КАМАЗа рассчитывают продать Daimler акции как минимум по той цене, по которой концерн входил в капитал российского завода. В 2008 г. он купил 10% за $250 млн, думает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. По итогам торгов на Московской бирже 7 марта капитализация КАМАЗа составила около $920 млн (28,2 млрд руб.). Компания недооценена, она может стоить около $1,8 млрд, считает Беспалов. Но, учитывая, что предполагается стратегическая сделка, цена акций может быть выше на 20-30%, замечает он. Получается, 10%-ный пакет может обойтись Daimler в $360-540 млн.
По договоренности с Daimler увеличивать свою долю до контрольного пакета ни одна из сторон не будет, сказал Чемезов. У «Ростеха» пока останется 49,9%, сказал он: «Мы свою долю продавать не собираемся, и, мало того, нам пока не дают разрешения на продажу». Он отметил, что «Камаз» является стратегически важным предприятием — на его продукцию приходится около 50% автопарка российской армии.
По всей видимости, часть своих акций продаст консорциум инвесторов, являющийся бенефициаром компаний Avtoinvest Limited (у нее 24,53% «Камаза») и Decodelement Services Limited (2,73%), говорит Беспалов. Ранее обеими компаниями управляла «Тройка диалог». Переговоры c Daimler продолжатся, когда «Камаз» опубликует отчетность по МСФО за 2012 г., думает аналитик. Улучшение финансовых показателей поможет акционерам немецкого автоконцерна определиться с ценой, которая устроила бы и российскую сторону, замечает Беспалов. Отчет «Камаза» по МСФО планируется опубликовать в конце апреля — начале мая, пояснил директор по связям с общественностью завода Олег Афанасьев.
«С моей точки зрения, сейчас сложилась ситуация, когда Daimler может не торопиться, — говорил в декабре в интервью “Ведомостям” гендиректор “Камаза” Сергей Когогин. — Она получила преференции на российском рынке, у нас прекрасное взаимопонимание и партнерство (у компаний есть СП, реализуются несколько совместных проектов в режиме промсборки. — “Ведомости”). И Daimler может себе позволить находиться в процессе переговоров в неаварийном режиме».
В 2012 г. продажи «Камаза» в России выросли на 1,3% до 40 192 шт., следует из отчета предприятия (в основном это грузовики массой 14-40 т: 39 393 шт.). В этом году компания рассчитывает сохранить долю на рынке, который, скорее всего, останется на уровне 2012 г. Общие продажи средних и тяжелых грузовиков в России в прошлом году выросли на 13,4% до 138 000 шт. и в этом году емкость рынка, скорее всего, сохранится, по оценке «Автостата». В 2013 г. она может даже вырасти в пределах 2%, но в дальнейшем — ежегодно увеличиваться в среднем на 6%, считает Беспалов. В 2015 г. «Камаз» планирует получить 170 млрд руб. выручки по МСФО, EBITDA должна составить 20,4 млрд руб., следует из программы развития «Камаза», пишут «Ведомости».