Кинокомедия «Полосатый рейс» после выхода на экраны стала лидером проката – ее посмотрели 32 340 000 зрителей! А через 12 лет после этого на фестивале в Калькутте фильм взял главный приз.
Под надзором комиссии
Нужно сказать, что – как это ни странно сейчас звучит – многие артисты, прочитав сценарий фильма, от кинопроб отказались. Да и сами пробы не были традиционными. В них участвовала… комиссия по охране жизни и здоровья артиста! Мало того, актеры, кроме договора, подписывали специальное обязательство, разработанное этой комиссией и предписывающее, как себя вести в целях безопасности. Был там, например, такой пункт: «Если к тебе в каюту неожиданно войдет тигр и, предположим, возьмет твою ногу в пасть, ни в коем случае не нужно вырываться, ибо тигр может подумать, что с ним играют, и сожмет челюсти; нужно просто небрежно, но сильно пихнуть его кулаком в морду, ему станет неинтересно, и он уйдет».
Судно, где разворачивался задуманный в сценарии полосатый бардак, называлось весьма поэтично – «Евгений Онегин». Но вначале всю звериную команду поселили в Ленинграде на старой ржавой развалюхе с куда более прозаичным названием – «Матрос Железняк», где тигры, лев, обезьяна и актеры знакомились друг с другом.
Меры предосторожности
Ну а для самих съемок комедии был зафрахтован теплоход «Фрязино», причем вместе с командой. Однажды утром команда судна вдруг узнала, что отныне – правда, не навеки – корабль их называется «Евгений Онегин» и находится не в родных водах, а далеко от родины, возле берегов Цейлона. Моряки – народ с фантазией и быстро поверили в «предлагаемые обстоятельства», тем более что все эти превращения предлагал им кинематограф.
Как только на «Фрязино» поселились полосатые «пассажиры», в столовой корабля появилось объявление:
– Вниманию всех, находящихся на борту! В целях безопасности перед выпуском тигров из клеток в течение одной минуты будет подаваться серия сигналов звонками громкого боя: один длинный, три коротких. По этому сигналу всем надлежит находиться в каютах при закрытых дверях и задраенных иллюминаторах до сигнала отбоя. Сигнал отбоя: три продолжительных звонка дается после того, как все звери будут загнаны в клетки.
Конечно, это была далеко не единственная мере предосторожности. При каждой съемке у инспектора по технике безопасности было всегда много хлопот.
Голый зад Леонова
Лже-дрессировщика (а на самом деле буфетчика) Шулейкина в картине замечательно сыграл Евгений Леонов. В одном из эпизодов «Полосатого рейса» артиста посадили в клетку и попросили подразнить тигров. Но хищники на Леонова не реагировали. Тогда дрессировщики дали в руки Евгению Павловичу поросенка и попросили посредством розового малыша возбудить тигров, поколов для этого хрюшку вилкой. Леонов кольнул, поросенок завизжал, тигры возбудились. Они бросались на клетку, готовые сломать прутья и прорваться к живности, не разбирая уже, кто так призывно хрюкает – поросенок или всенародно любимый артист.
Мало кто знает, что сцена с моющимся в ванне Шулейкиным – в которой к нему зашел «потереть спинку» тигр – была снята обманом. Леонов ужасно боялся хищника и наотрез отказывался с ним сниматься. Актера убедили, что его отгородят от зверя стеклом, но на съемках оно давало блики, и пока Леонов был с пеной на лице, стекло потихоньку убрали. Поэтому испуг Леонова на экране был натуральным. Кстати, Леонов стал первым советским актером, мелькнувшим на экране с голым задом.
Принудительное купание
Много хлопот было со сценой, в которой героиня фильма буфетчица Марианна (дрессировщица Маргарита Назарова), упав за борт, плывет с тиграми к берегу. Как снять эти кадры? Как заставить тигров войти в воду? После долгих раздумий клетку с пятью тиграми погрузили на плавучий кран и, отойдя метров на сто от одесского пляжа Аркадия, стали опускать опасный груз в воду.
Тиграм ничего другого не оставалось, как выбраться из клетки через открытую дверь и поплыть. Они так и сделали. Один за другим, испуганные необычностью обстановки звери выплывали из клетки, медленно погружавшейся в воду. Главный оператор фильма Дмитрий Месхиев снимал «заплыв» с берега, его ассистент – с выдававшегося в море пирса, а практикант Володя Пономарев – с крыши клетки. Здесь вместе с ним находился рабочий съемочной группы Валентин Балундин.
Все шло хорошо, замысел воплощался в кадры… И вдруг! Принудительное купание пришлось не по вкусу самому большому и свирепому полосатому «артисту» – тигру Уралу. Проделав сложные эквилибристические упражнения, он вскарабкался на крышу клетки и уселся рядом с оцепеневшими от ужаса людьми…
Первым пришел в себя Валентин Балундин: описав в воздухе дугу, он в костюме и ботинках бросился в море. В это время на крышу клетки взобрался еще один тигр и стал стряхивать с себя воду. Удар тигриного хвоста по лицу привел в чувство Володю Пономарева – надо что-то предпринимать! Медленно, как сомнамбула, Володя наклонился, положил аппаратуру, сел на край клетки, спиной к тиграм, осторожно, не спеша снял тапочки и, положив их аккуратно рядом с собой, бесшумно соскользнул в воду. Так и спасся.
Рукавицей по морде!
И это не единственный инцидент с хищниками. На одесском пляже снималась сцена, в которой тигры, появившиеся из моря, распугивают курортников и занимают пляж.
Киносъемка, естественно, привлекла внимание обитателей домов отдыха и санаториев. Сотни людей, жаждущих посмотреть на тигров, «загорающих» на пляже, облепили полоску берега, оцепленную милицией и работниками съемочной группы. Любопытство собравшихся было вознаграждено.
Звери, попав на давно не виданный ими простор, быстро освоились с новой обстановкой, весело резвились, подбрасывали и трепали разбросанные по песку халаты, ласты, брюки, платья. Вдруг тигрицу Лойду что-то заинтересовало на крыше одной из душевых кабин. Последовал прыжок, не предусмотренный даже самой придирчивой службой техники безопасности. От неожиданности рабочий вместо того, чтобы стуком колотушки испугать зверя и преградить ему дорогу, потеряв самообладание, убежал. Зрителей как волной смыло. Правда, остался один любопытный… на верхушке фонарного столба.
Не обращая внимания на крик укротителя Константиновского, тигрица бросилась к кустам. Еще один метр – и путь по курортным местам Одессы будет перед ней открыт.
Трудно сказать, что произошло бы, но из кустов выскочила девушка и со всей силой ударила растерявшуюся тигрицу рукавицей по морде. Несколько секунд решили исход опасного происшествия. На помощь девушке пришел дрессировщик. А храбрецом оказалась… осветитель студии «Ленфильм» Антонина Иванова, заявившая потом, что «Ничего особенного. Ведь кто-то должен был остановить зверя. Я стояла ближе всех…»
Пришлось усыпить…
Как-то снимали сцену, в которой звери выволакивают на палубу тушу мяса и начинают ее терзать. Рассвирепевшие животные прекрасно «играли», но когда настало время водворять их в клетки, возбужденные борьбой, они отказались слушаться дрессировщика.
Один за другим раздалось несколько холостых выстрелов из пистолета. И здесь произошло нечто совершенно неожиданное. Испуганная стрельбой Кальва, вместо того чтобы направиться к клетке, перемахнула через борт и с десятиметровой высоты нырнула в воду. Целый час гонялись за ней по Черному морю, пока не вернули «актрису» в родные пенаты.
Смех смехом, но были и грустные моменты. Для съемки сцены, где моряки тащат из медпункта спящего льва на носилках, требовалось усыпить льва Васю. Но тот не хотел принимать снотворное ни просто так, ни с мясом. А так как был последний день съемок, приняли решение старого и больного льва застрелить и быстро доснять сцену, пока он не закоченел.
После натурных съемок на Черном море теплоход «Фрязино» ушел в очередной рейс, а его недавние обитатели вернулись в Ленинград и продолжили работу в павильонах «Ленфильма».
Западных кинематографистов фильм поразил тем, что трюки с участием тигров подлинные, без монтажа и «подделок». Один американский кинокритик заявил о заслуге тех, кто сумел научить тигров «играть» по системе Станиславского. Тигры в комедии – это невероятный факт, утверждал он.