Кого любит младенец?

В полюбившейся нашим читателям рубрике свои комментарии дает психолог Вероника Виноградова (Казань).

18-2013_ru– В прошлом номере мы начали разговор об отношениях привязанности между мамой и ребенком до года. Этот термин предложил английский психолог Джеймс Болдуин. Он был одним из немногих ученых рубежа XIX‑XX веков, кто считал необходимым исследовать не только познавательное, но и эмоциональное развитие ребенка. В то время была популярна идея, что ребенок привязывается к тому, кто его кормит. Ученый Гарри Харлоу провел интересный эксперимент с шимпанзе. В распоряжении обезьянки было две куклы: жесткая с молоком и мягкая без молока. Обезьянка привязалась ко второй. Это говорит о потребности младенца в безопасности, общем комфорте.
На формирование привязанности влияет не только время, проведенное с ребенком, но и общий эмоциональный фон. Существует интересный эксперимент, который оценивает качество привязанности. В новую игровую комнату приходят мама и малыш в возрасте от 9 месяцев до 1,5 лет. Он осваивается, играет. Затем в комнату входит незнакомый человек, немного общается, после чего мама уходит, а незнакомец остается. Через несколько минут мама возвращается.
Если привязанность надежная, то ребенок может проявлять без мамы любопытство, напряжение, расстройство. Конечно, его эмоции зависят от того, голоден ли он, хочет ли спать, как выглядит незнакомец и так далее. Но приходу мамы малыш радуется, успокаивается и расслабляется. При избегающей привязанности ребенок может не заметить ухода мамы. При тревожной – у него возникает резко негативная реакция: приход мамы не успокаивает, малыш ярко выражает обиду. Есть еще один вариант отношений – когда ребенок утешает маму, а не она его. Он слишком рано стал взрослым.
Любой вид привязанности, кроме надежной, может доставить проблемы в дальнейшем. В младшем школьном возрасте у мальчиков бывает агрессивное поведение, у девочек – зависимое от сверстников. В подростковом – проблемы в межличностном общении, во взрослом – склонность к ревности, эмоциональному шантажу, враждебности и недоверии к миру.
Привязанность в младенческом возрасте равняется психике ребенка. Она влияет на то, как он справляется с эмоциями и сам с собой. Что делать, если привязанность ненадежная? Корректировать с помощью игры. И чем раньше – тем лучше. Каждый случай индивидуален. Специалисты уверены, что до подросткового возраста можно исправить последствия ненадежной привязанности. Потом – очень сложно.

 

Уважаемые родители! Присылайте свои вопросы о воспитании детей по адресу chelny-week@yandex.ru или задавайте по телефону (8552) 74‑56‑75 – и мы передадим их опытным специалистам, которые с радостью на них ответят.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Главное не делать ребенка «ручным», а то потом хлопот не оберешься…..

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*