Извечная дилемма: корысть и чувства – что победит?

www.liveinternet.ruФильм «За двумя зайцами» любим уже несколькими поколениями зрителей, а многие высказывания его персонажей давно перешли в разряд крылатых фраз: «Дайте мне его хоть за горло подержать!», «Я скоропостижно хочу жениться на них», «Мерси за комплиман»…

Как Иванов решил высмеивать… стиляг

Изначально оригинальным языком ленты был украинский. Потому как литературной основой картины послужила пьеса писателя, драматурга и театрального деятеля Михаила Старицкого, известного, в частности, тем, что он был одним из основателей первой профессиональной театральной труппы Украины.
Режиссеру и сценаристу Виктору Иванову удалось не только осовременить материал, но и подчеркнуть в нем все самое-самое. В результате картина оказалась поистине бессмертной. Широкая публика о талантливом мастере, режиссере Викторе Иванове, практически ничего не знала: он всегда оставался за кадром, был не угоден советским чиновникам от культуры, которые не давали ему снимать.
Разобранная на цитаты украинская комедия могла и не увидеть свет: пьесу долго не разрешали экранизировать. Режиссер пошел на хитрость. В идеологическом отделе ЦК заявил: картина будет высмеивать стиляг – с ними как раз начали бороться в СССР. Благодаря этому Голохвастов и Проня Прокоповна вышли на широкий экран.
Фильм снимался долго и тяжело. Творческие споры накаляли обстановку так, что на площадку вызывали «скорую». Группа жила, как на вулкане. И мало кто догадывался, что значит этот фильм для режиссера. Ему, выпускнику ВГИКа, талантливому ученику Эйзенштейна, нужно было сделать все безупречно – ведь снимать давали так редко!
Он на ходу придумывал невероятные истории, изобретал новые слова, каламбуры: «Я вам не как-либо что, а что-либо как!», «Барышня уже лягли и просють» – всего этого вы не найдете в тексте Старицкого. Это придумано и дописано в сценарий И
вановым.

Салабон и щербатая улыбка

www.kino-teatr.ruСамое важное в работе над любым фильмом – выбор актеров на главные роли. В этом смысле любое классическое произведение сложно переносить на экран, ибо каждый, кто его читал, создает в своем воображении образ, зачастую не совпадающий с режиссерским видением. Известно, что в роли Свирида Петровича Голохвастова режиссер видел знаменитого Николая Гриценко, прекрасного театрального и киноактера, исполнителя роли Каренина в «Анне Карениной».
Второй кандидатурой был молодой актер киевского Театра русской драмы Олег Борисов, но сделано это было, скорее, для проформы – ни о ком, кроме Гриценко, режиссер и слушать не хотел и Борисова называл… «салабоном». Как это зачастую бывает в кино, все решили пробы. Увидев Борисова на пленке, в гриме и костюме, Иванов понял: другого Голохвастова он искать не будет. Это попадание точное.
На роль Прони Прокоповны претенденток было очень много. Но все они клеили себе огромные носы… И вообще тщательно, по-театральному гримировались, что было очень заметно и лишало их естественности. Время шло, а главной героини не было. Существует легенда, согласно которой перед утверждением на роль режиссер попросил акт-
рису Маргариту Криницыну… улыбнуться и был совершенно покорен ее щербатой улыбкой. Сомнений ни у кого не оставалось: актриса на роль Прони Прокоповны найдена!

Испытано на себе

Итак, как уже было сказано, роль Свирида Голохвастова, блистательно исполненная Олегом Борисовым, открыла актеру дорогу к всесоюзной славе и в полной мере раскрыла комическую грань его яркого таланта.
Как-то Борисов после очередного пике с режиссером остановил процесс съемок:
– Я сниматься больше не буду, – заявил он и написал заявление о том, что отказывается от съемок. Начался большой скандал: полфильма ведь уже было снято! А работа шла над сценой, когда главного героя перебрасывают через забор на улицу. Актер поинтересовался, как все это будет совершаться в кадре.
– А очень просто, – загорелся Иванов. – Берут тебя вот эти хлопцы за руки да за ноги и швыряют…
«Хлопцы подобраны, что надо. Такие куда угодно закинут!» – про себя оценил их актер и предупредил во всеуслышание:
– Там же булыжная мостовая. Можно по-настоящему зашибиться.
– Ничего, – вдохновенно успокоил его режиссер. – Перевернешься в воздухе, как кошка, и все…
– Покажите! – подхватил его задор Борисов.
– А ну, берите меня, – в запале приказал Иванов статистам, – швыряйте!
Воля его была выполнена, и, перелетев через забор, режиссер приземлился на мостовую… как раз не тем местом, каким хотел. После этого инцидента, как только Виктор Иванов впадал в очередной раж, актер произносил оказавшееся магическим:
– По-ка-жи-те!

Так ведь комедию же снимали!

На съемках было множество забавных эпизодов, из которых, как правило, рождаются знаменитые актерские байки. Вне всякого сомнения, актерам надолго запомнился эпизод, когда незадачливая служанка Химка со словами «Я це вино вже грiла, грiла!» обливает родителей, Голохвастова и Проню шампанским. Дело в том, что это шампанское действительно и грели, и взбалтывали, но получить струю нужной мощности, способную облить всех присутствовавших, так и не смогли.
Промучившись почти всю съемочную смену, творческая группа пришла к такому решению: поставили в павильоне емкость с шипучим щелочным соединением, опустили в нее шланг и… протянули его в просверленное в дне бутылки отверстие. «Шампанское» бурлило и разливалось, как положено, вот только актеры уворачивались от него, кто как мог: обжечь щелочью лицо никому не хотелось.
Не менее смешная история произошла и во время озвучивания. Среди прочих героев картины был колоритный попугай, живущий в комнате Прони и кричавший: «Химка – дура!» На самом же деле на съемках он кричал что-то свое, а потом его мастерски озвучил… режиссер картины Виктор Иванов. Получилось очень достоверно.

Неизбежные тернии и грандиозный успех

Было бы величайшим заблуждением думать, что съемки комедии проходят весело – это, прежде всего, тяжелый труд. Актерам сильно доставалось от крутого нрава режиссера: если Виктор Михайлович был чем-то недоволен, то под руку ему лучше было не попадаться. Особенно доставалось Криницыной. Придя после длинного рабочего дня домой, она часто плакала, а муж, успокаивая, говорил: «Если тебе так тяжело, уходи!»
Но Маргарита Васильевна не ушла. Дабы лишний раз не мозолить режиссеру глаза, она часто пряталась за декорациями и сидела там тихо-тихо, как мышонок. Когда же он громогласно спрашивал: «Так, а где эта?», выходила из укрытия и смиренно отвечала: «Я здесь, Виктор Михайлович!»
Премьера картины состоялась в Дарницком клубе железнодорожников. Особой шумихи не было – все-таки это была комедия, а не эпопея на тему Октябрьской революции или Великой Отечественной войны. Но сказать, что зрители принимали «Зайцев» тепло, значило бы не сказать ничего: успех был фантастический!
После премьеры зрители подбежали к автобусу, который увозил артистов, заглядывали внутрь через стекло и спрашивали: «А где Проня Прокоповна?» – «Это я», – скромно отвечала Криницына, но, как показалось актрисе, никто ей не поверил.

Андрей ФОКС.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*