24 мая ушел из жизни выдающийся режиссер Петр Тодоровский. Любители кино прекрасно помнят его ленты «Городской романс», «Любимая женщина механика Гаврилова», «Военно-полевой роман»… Мы же сегодня расскажем об одном из самых кассовых фильмов мастера – «Интердевочке».
С путанами – накоротке…
В 1988 году в журнале «Аврора» была опубликована повесть Владимира Кунина «Интердевочка». Писатель провел серьезное исследование профессиональной деятельности проституток и в течение нескольких месяцев следил за их работой в одной из ленинградских гостиниц. Повесть вызвала бурную реакцию у читающей аудитории, редакция получила большое количество откликов, и стало понятно, что экранизация повести может иметь успех.
Кунин предложил сценарий по мотивам повести Мире Тодоровской, и материал произвел на нее впечатление. Она уговорила своего мужа Петра Тодоровского режиссировать фильм, хотя этот выбор был несколько неожиданным. Петр Тодоровский, бывший фронтовик, известный своими картинами на военную тематику, имел репутацию профессионала, режиссера с независимым и своеобразным взглядом в искусстве, но даже для него снять фильм о проститутке было смелым шагом. И тем не менее…
На деньги спонсоров
Тодоровский все-таки решил снимать фильм по сценарию Кунина, добавив в сюжет кое-что свое. И снимал он этот фильм, в отличие от своих предыдущих работ, не на государственные деньги! Дело в том, что Мира Тодоровская начала осваивать специальность продюсера – новую для зарождающегося кинорынка СССР. Посему часть денег на съемки удалось найти у шведского партнера Filmstallet AB, оставшуюся часть вложила студия «Мосфильм».
Картина снималась в Ленинграде (в гостинице «Прибалтийская») и в Швеции. Съемки прошли очень быстро – в течение трех месяцев, летом 1988 года. Создатели картины, имея валютный бюджет, позволили себе использовать кинопленку Kodak, что в советское время было прерогативой избранных режиссеров. Модные туалеты для героини в условиях тотального советского дефицита приобретали в Швеции.
Секс-бомба не подошла
Интересно, что автор сценария в роли Тани видел не Елену Яковлеву, а Татьяну Догилеву. Приглашали и какую-то польскую секс-бомбу с обложки журнала, но что-то там не срослось. И с главной ролью блестяще справилась хрупкая, стеснительная, похожая на мальчишку Яковлева. Вместе с ней стайкой ночных бабочек запорхали на экране Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова, Анастасия Немоляева.
Елена Яковлева, исполнительница главной роли – валютной проститутки Тани, рассказывала, как, придя на пробы к Тодоровскому без грима, в свитерке и джинсах, привела того в ярость:
– Разве вы похожи на проститутку? Извините, конечно, вы в этом не виноваты, но зритель все-таки должен на что-то смотреть. Это же двухсерийная картина. А у вас нет ничего ни тут, ни тут, – сказал он, показывая на бюст и ягодицы.
«Тут» у Яковлевой действительно было маловато. Недостающие выпуклости в привлекательных для мужчин местах пришлось срочно нарастить поролоном.
Совсем не откровенные сцены
Самые большие сложности возникли с постельными сценами. Яковлева категорически отказалась сниматься в обнаженном (ниже пояса) виде, и съемочной группе пришлось пойти на различные ухищрения и монтаж. В итоге в картине собственно нет ни одной по-настоящему рискованной сцены.
Запрет чиновников «Никакой порнографии!» играл строптивой Яковлевой на руку. Но Тодоровский был неумолим. Поэтому выкручивались, как могли. Сцену, в которой Таня отдается японцу, снимали в обстановке полной невинности. Кто-то ритмично раскачивал кровать, осветитель пускал романтичные блики, а сам Тодоровский, поддерживая Яковлеву за спину, толкал ее энергично и возвратно-поступательно, имитируя половой акт.
Наряду с «Маленькой Верой», картина стала одной из первых в СССР, где были затронуты запретные темы. Хотя фильм в итоге получился достаточно целомудренным, вызов существующей системе прозвучал отчетливо.
«Работай, дэвычка!»
После выхода картины журнал «Советский экран» признал Елену Яковлеву лучшей актрисой 1989 года. Теперь иначе как «интердевочкой» ее не называли. Ей не давали прохода самые разные поклонники. Например, один из них писал: «Выйду через три года. Стоять буду под балконом, лысый, в фуфайке, с тремя нарциссами».
Однажды на кинофестивале в Сочи, где «интердевочка» работала ведущей, с ней произошел очередной казус. В номере Яковлевой раздался телефонный звонок, и некто с кавказским акцентом спросил: «Работать будэшь?».
«Видимо, он об обязанностях ведущей», – подумала Яковлева. И ответила:
– Конечно.
– Харашо, – обрадовался незнакомец. – Работай! Я патом пазваню.
Через день звонок и тот же голос:
– Работала? Харашо работала? Дыва дыня работала, а працент нэ платишь! Ты же на чужой территории, дэвычка!
Тут только Яковлева поняла, что гостиничный сутенер принял ее за героиню знаменитого фильма!
Сюжет себя исчерпал
Мало кто знает, но Тодоровский планировал снять в картине финал, отличающийся от трагической концовки повести. Однако, как впоследствии говорил режиссер, ему пришлось оставить трагический финал с гибелью главной героини по настоянию кинематографического руководства.
Для шведской стороны был специально смонтирован односерийный вариант с другой концовкой. В ней оставался открытый финал – героиня уезжает на машине в неизвестность. Впрочем, в прокат этот вариант так и не попал, шведский партнер «Мосфильма» обанкротился.
«Интердевочка» имела грандиозный успех. Ее признали лучшим фильмом 1989 года. Народ штурмовал кассы кинотеатров. Лента собрала в прокате 41 миллион тех еще, полновесных рублей!
Кстати, на вопрос: не согласился бы автор взяться за сценарий «Интердевочки-2», Владимир Кунин только улыбается: нет, конечно.
– Если раньше проституция была профессией доходной и достаточно редкой, то теперь эти нищие девки стоят через каждые сто метров. И если раньше сто долларов были безумными деньгами, то теперь это копейки. Когда-то валютная проститутка считалась счастливицей, поскольку у нее была валюта, а теперь есть профессии куда более доходные. А менять ей профессию, обвешивать её детьми нелепо. Все, история кончилась…
Андрей ФОКС.