«Подъездные» вузы расцветут пышным цветом

«Неделя» уже не раз писала об очередной весьма спорной инициативе российского Министерства образования и науки под названием «Переход на нормативное финансирование государственных услуг в сфере образования». За непонятным для большинства обывателей именем документа скрывается факт, который, увы, обжалованию не подлежит: с нового учебного года плата за обучение студентов на дневных отделениях госвузов будет составлять не менее 60200 рублей.

 

 

Именно в такую сумму, подсчитали в Министерстве, обходится государству один учащийся-«бюджетник». Дальше – больше. Чем более «материалоемкая» специальность (требующая специальных лабораторий и оборудования) – тем дороже гранит науки для желающих ее получить. Так, будущим программным инженерам придется раскошелиться на 127 тысяч рублей в год, а архитекторам – почти на 138. Вот только найдутся ли такие?

Чьи интересы преследует принятый ведомством документ и чем он может обернуться для студентов, вузов и российской высшей школы в целом? Об этом в эксклюзивном интервью «Неделе» рассказал доктор экономических наук, профессор МГУ Кайсын Хубиев.

– Кайсын Азретович, как экономист, какую оценку вы дадите такому документу? Кому он пойдет на пользу, а может быть, во вред?

 

– Как известно, одно из самых негативных явлений в нашем образовательном пространстве – это то, что расплодилось очень много частных вузов, где и обучение, и оценки, и знания – все формально. Именно они наносят огромный вред уровню образования в нашей стране, потому что не могут, как в государственных вузах, нормально организовать учебный процесс со всеми его тонкостями. И документ, который сейчас приняли, – это, на мой взгляд, самое откровенное, примитивное и благовидное лоббирование интересов этих самых коммерческих вузов.

Дело в том, что теперь государственные университеты и институты не имеют права устанавливать стоимость обучения ниже 60 тысяч. Зато частные вузы, которые и так не несут серьезных затрат на лаборатории, компьютерные классы, хороший профессорско-преподавательский состав, – получат прекрасную возможность привлечь как можно больше абитуриентов! Они будут демпинговыми ценами переманивать к себе студентов из государственных вузов. Разве это справедливо?

Экономически это приведет к перераспределению средств в пользу частных вузов, а содержательно – к еще одному этапу снижения образовательного уровня в России.

– При этом в очень тяжелой ситуации, судя по всему, окажутся государственные вузы…

– Отток студентов в коммерческие вузы неизбежно ограничит финансовые возможности государственных, и, естественно, они, неся нагрузку более качественного образования, будут лишаться экономической почвы под ногами – к примеру, не смогут доплачивать преподавателям за степени. Понимаете, внебюджетные доходы вузов – в том числе и от платного обучения – это способ поддержки и преподавателей, и материально-технической базы. Теперь этот источник иссякнет, а средства перерас-пределятся в пользу тех учебных заведений, которые, за редкими исключениями, неполноценны. И вместо того, чтобы прекратить свое существование, они получили возможность укрепить свои позиции.

– В прошлом году профессия инженера была объявлена одной из самых приоритетных в стране. Но обучение требует лабораторного оборудования, а стало быть, будет дорогим. Выходит, подготовка востребованных специалистов – под ударом?

– Конечно! Тех, кто не попадет на бюджетные места, но хотел бы обучаться платно, этот документ и отправит в сомнительные вузы! Сейчас, когда кризис еще не завершен, весьма небольшие доходы российских семей вынудят родителей обучать своих детей по демпинговым ценам.

– В Татарстане такие вузы называют «подъездными»…

 

– Подъездные, подвальные – как угодно! Суть в том, что их никто жестко не контролирует, и, имея такую вольницу, они получат еще и хорошие финансы.

Вообще же, у всего комплекса образовательных реформ, проводившихся в последнее время, есть одна общая методологическая основа. Это унификация, стандартизация, процесс «уравнивания-выравнивания». И принятый Министерством документ – очередной шаг в этом направлении.

Нынешние выпускники ещё не знают, какой «сюрприз»
им приготовило Министерство образования России

 

Как экономист, я знаю, что массовое, унифицированное, дешевое производство было характерно для первой половины ХХ века, когда крупные корпорации с низкими издержками производили массовый продукт. Вторая половина ХХ века и начавшийся ХХI век демонстрируют конкурентные преимущества совсем другого рода. В науке это явление получило даже название – «новая конкуренция». Это дифференцированный продукт, гибкая перенастройка технологий, стремление к разнообразию и уникальным качествам предлагаемого товара. При этом образовательный процесс идет по пути унификации, характерной для экономики первой половины ХХ века.

Получается, что экономика движется в одном направлении, а образовательный процесс – в прямо противоположном, хотя он должен симметрично соответ-ствовать общему тренду. Такова моя фундаментальная оценка как этого конкретного решения, так и тех, которые принимались в последнее время в недрах Министерства образования.

Как изжить коррупцию в вузах? За что в МГУ не любят министра Фурсенко? В какой стране система высшего образования близка к идеальной? Об этом – в следующем номере «Недели».

 
 
 
Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

Pingbacks/Trackbacks

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*