ГИБДД Набережных Челнов подвела безрадостные итоги первого полугодия. По сравнению с прошлым годом на дорогах города погибло в три раза больше людей, челнинцы вдруг разучились переходить дорогу в положенном месте, водители все чаще садятся за руль в подпитии и, невзирая ни на какие видеофиксаторы, продолжают гонять. Начальник же Госавтоинспекции города Радий Кадиков считает, что это «не ГИБДД действует неадекватно», а «просто у кого-то из участников движения мозги работают неправильно».
Пьют больше и больше «летают»
Дорожная обстановка в Набережных Челнах за последние полгода стала едва ли не самой худшей по республике. Рост аварийности и смертности при ДТП отмечен в половине районов Татарстана, но не такой ужасающий! В Набережных Челнах количество аварий с пострадавшими по сравнению с прошлым полугодием увеличилось на 27,6% (в среднем по РТ – 8,8%), травмы получили почти 500 человек, 17 – погибли, 12 из них – пешеходы. Говоря о причинах такой катастрофичной ситуации на дорогах города, Радий Кадиков отметил, что 10 из 12 пешеходов погибли по своей вине: пренебрегли правилами перехода проезжей части. За полгода «КРИСы» зафиксировали 201 тысячу фактов превышения скорости, именно по этой причине произошла треть всех аварий в городе, четверть всех пострадавших получили травмы из-за лихачества водителей, двое челнинцев погибли.
– Несмотря на большое внимание, уделяемое применению автоматизированных средств фото- и видеофиксации для пресечения скорости движения, в Набережных Челнах не наблюдается снижения аварийности, вызванной данным видом нарушения. Более того, превышение скорости по-прежнему остается самой распространенной причиной ДТП, – констатировал глава ГИБДД города. – Естественно, мы нацеливаем сотрудников ГИБДД на работу по основным видам нарушений. Хотя в прошлом году и сократился личный состав, но пьяных за рулем стали выявлять больше: люди меньше пить не стали. Два года назад, до появления видеофиксаторов, за смену выявлялось 1,5 тысячи нарушений скоростного режима, на сегодняшний день – по 5000: люди меньше «летать» не стали.
Сильно ухудшилась ситуация с детским травматизмом, показатели увеличились на 47%. С начала года 47 детей получили травмы, один ребенок скончался.
– Такого роста травматизма на дорогах по вине самих детей в нашем городе не наблюдалось уже много лет, – отметил главный госавтоинспектор города. – Бросается в глаза то, что в основном в авариях получают увечья подростки 14-16 лет на велосипедах и скутерах. К сожалению, все больше родителей, не задумываясь о последствиях, идут на поводу у желаний своих детей. Хочешь убить или покалечить своего ребенка – купи ему скутер.
Из-под палки
– Почему именно в Набережных Челнах всплеск аварий, а не в Казани или другом крупном городе? – задал сам себе вопрос и нашел на него ответ Радий Закиевич:
– Потому что у нас водители хамоватые. Хотя процесс идет, начинают уже друг другу подмигивать, пропускать. Мы на Европу привыкли кивать, а там залог безопасности на дороге – взаимоуважение. Основная причина – в мозгах каждого участника дорожного движения, как водителя, так и пешехода, который, перелезая за ограждение, норовит угодить под машину. Когда начнет меняться менталитет челнинцев, тогда у нас и будут не такие страшные цифры, кривая аварийности медленно (хотелось бы, конечно, чтобы круче), но пойдет вниз.
Радий Кадиков добавил, что в Набережных Челнах 32 аварийных участка, а экипажей ДПС – семь. И памятуя о заявлении начальника ГИБДД РТ Рифката Минниханова двухнедельной давности о том, что рост аварийности и смертности в автомобильных авариях связан с недоработкой ГИБДД с потенциальными нарушителями и, косвенно, с уходом от «палочной системы», Радий Кадиков неожиданно заявил, что в Набережных Челнах от нее и не отказывались.
– Слава богу, от нее мы и не уходили. То есть инспекторам никто не говорит: езжай, экипаж, 10 часов покатайся, только живым-здоровым возвращайся, а что ты делать будешь – неважно, – пояснил он. – Нет, конечно. Жители интересуются, почему ГИБДД не наказывает нарушителей. Наказываем. И цифры по выявляемости увеличиваются. Разве это не работа? Личный состав работает адекватно, а неадекватны, скорее, не ГИБДД, а участники дорожного движения. Может, жара на них так влияет? Хотя зимой аварий тоже много, по всей видимости, мороз виноват. Тут жара, там мороз… Можно всегда придумать причины, я же считаю, что просто мозги у кого-то неправильно работают. Настроим их на нужный лад, и все у нас изменится, будем только друг друга хвалить и восхищаться, какие у нас вежливые культурные водители.
И на «кулибиных» найдется управа
Пока же этого не произошло, ГИБДД возлагает некоторые надежды на увеличившиеся с 1 июля штрафы.
– Результат налицо, – сообщил Радий Кадиков. – Первое время шло ознакомление населения с постановлением о повышении штрафов, никто не хотел, чтобы это стало шоковой терапией. Хотя люди все равно удивляются, когда ГИБДД их наказывает за неправильную парковку, например. Или тому, что придется платить и за эвакуатор, и за пребывание автомобиля на штрафстоянке. На сутки машину закрыли – и уже 5000 нужно заплатить вместе со штрафом. Сумма внушительная. Но проблема с парковкой ведь существует, причем она влияет и на аварийность. Поэтому в тех местах, где брошенные машины закрывают обзор – вблизи пешеходных переходов, на перекрестках, на остановках общественного транспорта – будут применяться меры вплоть до эвакуации. Я считаю, это оправданно. На сегодняшний день «Парконы» фиксируют по 80-100 нарушений ежедневно, плюс в ночное время в «живом» режиме 15-20 материалов составляют инспекторы. Ежедневно около 10 машин эвакуируется на штрафстоянку. Пусть это не такое большое количество, но ощутимое.
А на вопрос о различных уловках, к которым прибегают водители, чтобы избежать наказания за нарушение тонировки, начиная с двойных стекол и заканчивая «моментальной тонировкой», которая снимается за три секунды (при приближении к инспектору, естественно) и так же быстро возвращается на место, начальник ГИБДД города многозначительно улыбнулся.
– Челнинцы всегда отличались умом и сообразительностью, – заметил Радий Кадиков, и предположил, что на различные хитрости с тонировкой законодатели рано или поздно найдут управу. – С поддельными номерами, если помните, так же было. Когда появились видеофиксаторы, люди стали подрисовывать номера, из буквы «С» делали «0». А сейчас за подделку номеров лишают прав на срок от 1 до 1,5 лет. Думаю, что с учетом изобретательности этих «кулибиных», придумывающих разные методы обмана ГИБДД даже на уровне нанотехнологий, КоАП будет доработан, может появиться статья «попытка ввести в заблуждение».