Когда мы приходим в магазин за хлебом, то перво-наперво, приблизившись к кассе… Правильно, тянемся за кошельком. А что? Абсолютно естественное, нормальное движение: вот товар, вот деньги за него. Это почти рефлекс. Но то – в магазине. Удивительно, почему этот рефлекс не «срабатывает» у многих из нас, когда речь идет о таком товаре, как электроэнергия… И почему вместо того, чтобы оплатить потребленный ресурс, эти «многие» пытаются «обойти кассу»… | ||
|
||
Этим риторическим вопросом нередко задаются и поставщики света и тепла в наши дома – энергетики. С ним же они отправляются в рейды по домам нарушителей, чтобы выявить незаконные подключения к сетям и еще раз объяснить людям простую истину: электроэнергия – такой же товар, как и хлеб. Стало быть, за него нужно платить. В один из таких рейдов с представителями Комсомольского РЭС Набережночелнинских электрических сетей |
||
1. Права без обязанностей Делегация у нас получилась внушительная: три машины, среди которых есть даже автовышка (для подъема электромонтеров на опору), 10 человек. Вот таким составом мы выдвигаемся в поселок Красные Челны. Как рассказал начальник Комсомольского района Набережночелнинских электрических сетей Шамиль Шаймарданов, его РЭС обслуживает юго-западную часть города, в том числе и несколько поселков. – На сегодня у нас 3159 абонентов из частного сектора, – рассказывает Шамиль Фаизович. – Они проживают в поселках Красные Челны, Замелекесье, Элеваторная гора, Орловка, Мироновка, Сувар, Сидоровка, микрорайон 9А в пос. ГЭС, Кама (они потребляют иногда до 12% от общего количества отпущенной потребителям электроэнергии). С каждым из домовладельцев заключается договор между Гарантирующим поставщиком (Набережночелнинское отделение «Татэнергосбыта») и абонентом. Но, к сожалению, многие новые потребители не имеют у себя таких договоров, поскольку они устанавливают не только права, но и обязанности сторон. А с этим у некоторых наших абонентов большие проблемы… Во-первых, некоторые жильцы стремятся получать электроэнергию вообще без всяких на то разрешений – просто присоединяются к сетям и потребляют ресурсы. Очень удобно: ведь платить в таком случае не надо! Во-вторых, серьезные потери несут энергетики и при безучетном потреблении электроэнергии, когда потребитель пытается (и иногда ему это удается!) получать электроэнергию, минуя прибор учета. – Мы точно, до киловатта знаем, сколько энергии поставили частному сектору и до рубля – сколько начислено по лицевым счетам, – заверяет Шамиль Шаймарданов. – В зависимости от времени года частный сектор потребляет до 4 млн кВт/ч в месяц зимой и до 1 млн кВт/ч – летом. При этом потери иногда на некоторых ТП достигают 30-40%. Это я вам в киловатт-часах сказал, а представьте, какие это деньги! Именно поэтому практически все работники Комсомольского РЭС участвуют в рейдах по выявлению нарушений договорных обязательств и бездоговорного потребления электроэнергии. Тем более, что, по условиям договора, мы обязаны бывать у своих абонентов с проверкой узла учета не реже двух раз в год. 2. ПОТАЙНАЯ РОЗЕТКА Первым делом подъезжаем к «образцово-показательному» дому: аккуратная придомовая территория, выложенная брусчаткой, тут же – опора, на которой надежно закреплен выносной щит учета. Он в свободном доступе – и не надо беспокоить хозяев! В течение минуты-двух инженер по техаудиту Комсомольского РЭС Алмаз Харисов проверяет показания – как и следовало ожидать, все в порядке. А вот у соседей – все с точностью до наоборот: как объясняет нам ведущий инженер отдела экономической защиты управления «Сетевой компании» Павел Блинков, от опоры отходит кабель, а на нем, в свою очередь, местными «умельцами» сделана «отпайка» – то есть электроэнергия поступает в дом, минуя прибор учета. Наметанным взглядом наш собеседник окидывает опору и, тут же обнаружив спрятанную от посторонних глаз нелегальную розетку, приставляет к ней универсальный индикатор напряжения: мигает лампочка. Это значит, что идет подача напряжения. «А кто даст гарантию, что эта «отпайка» – единственная и электричество идет не на сауну или зимний сад?» – вздыхает Павел Александрович. – Вот еще один хорошо знакомый мне дом, – он подводит нас к трехэтажному дворцу. – Хозяева стабильно оплачивают Еще один показательный случай из этого же поселка: один из домов ежемесячно оплачивал потребление издевательских Что касается несанкционированных подключений, то в 2010 году по РТ зафиксировано 2700 таких случаев с потреблением электроэнергии порядка 8 млн. кВт/ч на сумму 21,2 млн. руб. Компании удалось почти полностью возместить убытки 3. ВЛАСТЬ ИМУЩИЕ ДОКАЗЫВАЮТ, Пункт 2.2.5 Договора электроснабжения с гражданином-потребителем гласит: «Потребитель обязан допускать в занимаемое помещение представителей Гарантирующего поставщика или Сетевой организации (при предъявлении ими личного удостоверения с фотографией) для контроля, проверки технического состояния расчетных приборов учета, снятия их показаний и контроля соблюдения значений максимальной мощности. При наличии собаки, иных животных, потенциально способных нанести вред здоровью человека, обеспечить безопасный доступ представителей Гарантирующего поставщика и иных уполномоченных лиц к расчетным приборам учета». Обязаны, но все равно некоторые не пускают. И это больной вопрос для энергетиков. Дело тут даже не только и не столько в потерях, а в состоянии узлов учета. – Известно ведь, что причиной многих пожаров становится неудовлетворительное состояние проводки, – говорит Павел Блинков. – Если бы потребители давали нам возможность осматривать свое электрохозяйство, думаю, многих коротких замыканий можно было бы избежать. Диляра Нажмутдинова и Людмила Рыжкова работают контролерами Комсомольского РЭС уже много лет. Навидались за это время многого. Перед каждым рейдом у них на руках карта поселка, где отмечены «проблемные» дома. Задача контролеров – войти в каждый. – Нарушителей среди наших «клиентов» очень много, – рассказывают женщины. – Причем обычно это владельцы коттеджей – люди, мягко говоря, небедные. Самое интересное, что они еще доказывают, что правы! Придумывают на ходу какие-то «постановления»… Самые же добросовестные потребители – это люди старшего поколения. Спасибо им за понимание. |
||
|
||
4. «Позорная табличка»
|
||
Через пять минут подходим к его немалых размеров трехэтажному дому. Людмила громко и настойчиво стучит в дверь – по ту сторону заливисто лают собаки, но нам никто не открывает, хотя сквозь щели видно: машина стоит во дворе. Тем временем Людмила Рыжкова припоминает некоторые подробности об этом абоненте: владелец дома ежемесячно платит за 150 кВт/ч электроэнергии. Но вот сколько его благородное семейство Еще один «проблемный адрес» по улице Тимирязева – и та же картина: нас облаивают, но в доме вновь никого нет. «Не так давно, правда, к нам вышла ухоженная дама и представилась… садовником. Мол, хозяева уехали, а без их разрешения к счетчику я вас пустить не могу, – рассказывают контролеры. – На том все и кончилось». Подходим к следующему особняку. Возле него припаркована дорогая иномарка, на воротах табличка: «Осторожно! Злая собака!». Окна приотворены, сквозь занавески различаем мелькнувшую фигуру человека. Стучим – безрезультатно. – Сколько мы ни пытались попасть в этот дворец – без толку! – разводят руками контролеры. – Вон, видите, за воротами – камера видеонаблюдения. Здесь люди уже опытные: открывают двери, только убедившись, что нас нет… Зато, завидев нашу группу, из дома напротив выходят хозяева. У них с документами и платежами все в порядке. «Вы не расстраивайтесь, – обращается к нам мужчина, видимо, желая утешить. – Соседи никого не пускают: ни энергетиков, ни газовщиков, ни водоканальцев. Если хотите, можете нас проверить – нам бояться нечего». Эх, добрый человек, не ты нам нужен, не ты… Последний дом, стоявший в нашем «маршрутном листе», оказался привычно «пустым» (хотя во дворе стояла машина!), и энергетики, еще раз изучив наряд от «Татэнергосбыта» на отключение, привели его в исполнение, повесив на опору «позорную табличку»: «Отключен за неуплату электроэнергии». Висит она теперь высоко, видно ее со всех концов поселка Красные Челны. Дай бог, чтобы она возымела действие… |