Юрий Шевчук: «Меня в этой стране ничего уже не удивляет»

Видя огромный интерес многих татарстанцев к лидеру группы ДДТ Юрию Шевчуку, «Новая неделя» решила порадовать их эксклюзивным интервью с главным действующим лицом российского рока.

Нас глушили маршами…

» Меня уже ничего не удивляет в этой стране. «

 

Юрий Юлианович, в последнее время в устах многих россиян звучит слово «застой». Они считают, что в ближайшие годы необходимых стране движений в политическом и экономическом развитии будет очень мало, как во второй половине правления генсека ЦК КПСС Брежнева. А вы согласны, что застоя в области культуры и искусства в тот период не чувствовалось?– Нет, конечно! Нас же в то время с утра до ночи глушили маршами, псевдонациональным искусством, советской эстрадой, и массовая культура тех лет была полна такими же дурацкими клоунами из ВИА, как и сейчас – было очень много псевдокультуры! Кроме того, художников унижали, не давали выставляться современному и актуальному искусству – они жили в нищете и бесправии, и что же тут хорошего?!По большому счету, все передовое в советские времена гасилось, и годы советского застоя сравнимы с теми, что наша страна переживала при Иване Грозном, при Николае I – это же чувствовалось в обществе. И какие новые идеи могут возникнуть, если ты живешь в омерт-вевшем обществе? Застой был особенно тяжелым для молодых людей, которые всегда жаждут нового, свежего, а не жуют прошлогодний снег.

Юрий Шевчук: «В советские времена
не было плохо – было по-другому!»

Доверия у нас нет

– Неужели советское время вы оцениваете только с негативной стороны? Ведь тогда были и Тарковский, и Магомаев, и Глазунов, и даже рок-фестивали!

– В советские времена было очень много хорошего – в те годы жило много хороших людей, и многих из них я до сих пор вижу, помню и горжусь. В советские времена не было плохо – было по-другому! Меня лично не устраивал тот социальный строй, при котором за всех думала только одна партия и один генеральный секретарь – свой мозг генсек проецировал на всех, и мы должны были кричать «Ура!» и «Да здравствует КПСС!». Но это же была дурь – мы же не рабы и не болты!

Строй был плохим, но параллельно шла другая жизнь, где люди сидели на кухнях и пели песни Визбора, Высоцкого, Галича, «дышали» Цветаевой, Пастернаком. Это была нормальная жизнь еще и потому, что люди тогда были очень образованными, много читали, большинство скептически относилось к тому пафосу, который был царем на телевидении, радио и в газетах, поэтому и жили своей богатой внутренней жизнью. И если я по-настоящему влюбился в 1980 году, почему я должен эти времена презирать? Это было бы неправильно, потому что надо отделять зерна от плевел.

– Теперь понятно. А какую модель социального строя вы считаете для нашей страны самой оптимальной?

– Это социально ориентированная демократия, то есть ориентированная прежде всего на нужды народа. При ней возможна и рыночная экономика, но она должна обращать внимание на традиции, которые тысячелетиями складывались в нашем государстве, на отношения между людьми, на национальную самобытность – это все очень важно. Сейчас важно построить новую социальную модель и, безусловно, с уважением к личности человека. Нужно искать эту модель, и Россия ее найдет.

– Значит, благополучие России должно сводиться к…
– …уважению и доверию!

А доверия как раз у нас и нет – мы смотрим на прохожего и видим в нем какую-то угрозу, а не доброго самаритянина. Если в обществе нет доверия друг к другу, ничего хорошего в стране возникнуть не может. Именно о доверии и просвещении надо сейчас думать, потом уже общество объединится на каких-то человеческих основах, и мы сохраним российскую нацию.

– Не кажется ли вам, что в нашей стране все сконцентрировано на личности, что в массе своей россияне любят крепкую руку правителя – Путина и раннего Ельцина – этаких царей, но никак того же Горбачева?

– Я знаю много россиян, которые пашут с утра до ночи, помогают ближнему своему, живут своим умом, и никакой царь им не нужен! Это уже неактуально. Народу всегда были нужны справедливость, воля и доверие.

Это очень мощный фильм
– В кинотеатрах сейчас показывали картину Андрея Смирнова «Жила-была одна баба» о сложных страницах российской истории – 1909-1921 годах в жизни села на Тамбовщине. Вы тоже участвовали в этой работе, пусть и в эпизоде. О чем этот фильм?
– Я снимался в этой картине всего три дня – мгновенно проскакал на коне, и все! Я считаю, что этот фильм – работа очень мощная, и его непременно нужно посмотреть. Это фильм о том, как убивали русского мужика, как убивали крестьянскую идею и о том, какой несовершенной была эта идея, и это очень принципиальный взгляд Андрея Смирнова на нашу историю. Да, он жестокий, но и жизнь была жестокой, потому что не было никакой патриархальной, сусальной и мармеладной России, не было никакой гуманной революции. Равно как и радостной демократии у нас тоже не было – все это чушь собачья и исторические мифологии. Но историю нашу – монархическую, коммунистическую или демократическую – все равно начинают раскрашивать цветными карандашами, а это все мифология! Жизнь была гораздо тяжелее и трагичнее, и народ в нашей стране не весь добренький, мягко говоря, нежели его рисуют различные мифотворцы.


Я никогда
с попсой не боролся!

– Юрий Юлианович, перейдем к музыке. Рискну сказать, что, не услышав за последние три-четыре года ничего интересного с нашей поп-сцены, можно констатировать смерть российской поп-музыки. Вы этому рады?

– Ничего в этом мире не умирает! (Смеется). Поп-музыка была и в XVI, и в XIX веке, так же, как и другие причуды этического характера и отношения к жизни. Дураки были во все времена, равно как и умные, светлые, добрые личности. Так же и с музыкой – была честная, которая думала о человеке и его проблемах, и было музицирование, которое раскачивало все, что ниже пояса – даже Бетховен стонал от попсы, и Пушкин тоже! (Смеется).

– Ну почему же тогда «пациент скорее жив, чем мертв»?

– Проблема наличия попсы в том, что такую музыку и искусство заказывает обыватель. От того, какой у него образовательный уровень, и зависит, что он закажет. Жены олигархов заказывают на свои корпоративы «попсу», руководители федеральных и музыкальных телеканалов любят легкую попсовую эстраду, и это самое большое несчастье, потому что массовая культура из-за этих людей упала совсем низко.

– А был ли смысл бороться с попсой?

– Я никогда с попсой не боролся! Я всегда делал исключительно свое дело, в том числе высказывал свое мнение об этих «музыкальных вибраторах» и «поющих трусах». Я подчеркивал и подчеркиваю, что это не вся культура, которая должна быть у нас. Если кому-то она нравится, то Бог с ними, но ведь есть еще и другая музыка, которой нет в эфире. Зайдите в Интернет и увидите очень много разной современной и интересной музыки.

– А вас не огорчает, что на первый план в современной музыке выходит не близкий вам рок, а рэп?

– Нет, потому что рэп сейчас самая демократичная музыкальная форма: молодому человеку можно завести Rhytmbox и прочесть то, о чем болит его душа. Ему для этого не нужен шоу-бизнес, масса аппаратуры, и это так же демократично, как и то, как мы в свое время орали под гитару свои песни – нам ничего не нужно было, кроме трех колонок и небольшой танцплощадки.

Рэп я впервые услышал в 1990 году в США и с тех пор очень уважительно к нему отношусь. Но это не говорит о том, что сейчас не нужны серьезные музыкальные программы типа нашей «Иначе» – они необходимы, потому что без них музыка потеряет какие-то темпы своего развития, ведь в ней должно быть и большое, и малое. Да, сложные рок-программы – это дорого и невыносимо тяжело, и занимаемся этим сейчас только мы и еще пара команд, а остальные играют на корпоративах. Но такое уж сейчас время, старик!

– Но почему же рок уже не так заметен и интересен?

– Для этого нет ни условий, ни публики. У нас есть передовая промышленность? Нет. Вот поэтому и нет передового рок-н-ролла. Слава Богу, хоть ракеты летают старые! Как раньше пеньку, сало и соль возили на Запад, так теперь и нефть! Была какая-то индустриализация при советской власти, но она закончилась, и теперь в нашем постиндустриальном мире нет никаких высокоточных и наукоемких производств,
а современная музыка от этого очень сильно зависит.

А вообще искусство – это отражение мира и состояния общества, поэтому и хороших рок-программ у нас мало, в основном и «блеет» на всех углах дешевая попса, просто потому что ее легко делать.

– И по нашей традиции, Юрий Юлианович, ваши пожелания всем почитателям вашего таланта и группы «ДДТ» и читателям «Новой недели».

– На наши концерты всегда приходят люди, которые ищут ответы на вопросы, сверяют свое мнение о мире с нашим, и там они для меня собеседники. Я их очень жду, потому что когда они нам аплодируют после той или иной песни, значит, мы не одни, а если не аплодируют, значит, нам надо подумать. Добра вам и всего самого хорошего!

А помните, как в группа ДДТ представила в Набережных Челнах свой новый альбом «Иначе»?

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

12 Комментария

  1. Спасибо Ижевску за Шевчука, который едет в Челны! Ждем Вас, уважаемый Юрий Юлианович! Вы — супер!

  2. Не надо ругать годы застоя. Когда жизнь шла на сопротивление, и появились такие группы как ДДТ. Наутилус, Аквариум, Алиса, Воскресенье… И лучшие песни они сочинили в 80-е

  3. Все-таки непонятно, о какой именно демократии говорит Шевчук. Общие слова

  4. шевчук уважает рэп! удивил. как можно слушать эти речевки без конца и без края. и какая в них свобода?

  5. почитал интервью. шевчук — настоящий мужик

  6. лучшие свои песни шевчук написал в 90-е. это пик его творчества. из последних песен мало что цепляет

  7. Когда же ты успел так скурвится Юрий? Мы на твоих песнях выросли, мы тебя любили, а ты продался за бабло, за доллары продался… Будем слушать Высоцкого, он не станет как ты предателем!

    • Елена, вы о чём? Что значит продался? За какое бабло? Вы имеете в виду, очевидно, то, что он не поддерживает власть родной страны, а следовательно (это нам телевизор и навязывает) продался Штатам? Если ваш комментарий не спам и не флейм, то это просто смешно, ей-богу. Смотрите дальше зомбоящик, который исповедует принцип «государство — это я» (то есть президент). А Шевчук просто выражает свое личное мнение, и не скурвился он вовсе!

  8. бунтарь,но без огонька в глазах,больше по привычке.
    и музыка уже не та,не цепляет как прежде .
    только время скажет кем он был в истории России.

    • Согласен с Вами. Видимо нащупали изъянчик в душе. Об этом можно судить по тому, что любимчик украинской раскольнической церкви. Но мне его музыка нравится, хоть возмущает его шараханье по либирастическим дебрям.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*