КАЗАНЕЦ ДОКАЗАЛ В СУДЕ, ЧТО МУЖЧИНА — ТОЖЕ ЧЕЛОВЕК





Untitled Document

Судебную тяжбу 48-летний Равиль Рахмеев затеял после того, как его не приняли на место бухгалтера сразу на двух городских крупных предприятиях только потому, что он родился мужчиной, а не женщиной. 28 февраля по этой причине ему отказали в должности на производственном объединении «Сельский хлеб», 1 марта – на Казанском уксусном заводе.

 

Поиском работы бывший аудитор Равиль Рахмеев озаботился четыре месяца назад, когда по ряду уважительных причин остался без должности. Поначалу он было решил исправить положение с помощью газетных объявлений. Но они не сулили ничего хорошего: на место бухгалтера могли претендовать только женщины 25-35 лет. В какую бы организацию Рахмеев не позвонил, узнав его возраст, на том конце трубки вежливо отазывали: «Вы нам не подходите!»

Ничего не оставалось делать, как попытать счастья на ярмарке вакансий. Но и здесь выпускнику Казанского финансово-экономического института, за плечами которого был большой опыт работы в финансово-хозяйственной сфере, особо выбирать не приходилось. Все, что ему предложили, – место главбуха на Казанском уксусном заводе. Да и за эту должность надо было еще побороться.

– Вопрос решился за пять минут, – говорит Равиль Рахмеев. – Представительница завода находилась на той же ярмарке вакансий. Она сразу отвергла мою кандидатуру, а в направлении написала, что на место главбуха требуется женщина. Я пытался ей объяснить, что, отказывая мне в должности, она грубо нарушает Трудовое законодательство. Ее это, похоже, не тронуло.

В запасе еще оставалось направление из Центра занятости в бухгалтерию ПО «Сельский хлеб». Кстати, в конце этого документа представители центра сделали пометку: «Каждый человек сам ответственен за поиск работы». В «Сельском хлебе» Равиль Рахмеев даже диплом не успел достать, как его «забраковали» по половому признаку.

– Я разозлился не на шутку и потребовал объяснений от начальника отдела кадров, кстати, это была женщина: чем вам мужчины не угодили, – рассказывает он. – А она мне: «Не ваше дело! Начальству виднее, кого на работу брать!» Тогда я попросил ее указать в направлении причину, по которой меня не взяли. Недолго думая, начальница расписалась: «Не соответствует требованиям. Желательно женщина». Злой на весь мир, я пошел в трудовую инспекцию, но там мне предложили поискать правду в суде. Так я и сделал!

В мировом суде Приволжского района Казани иск Рахмеева поначалу всерьез не приняли. Не было еще таких дел! «Не было? Так кто-то должен положить этому начало!» – не унимался обиженный безработный. И дело приняли в производство.

К суду Равиль Рахмеев готовился основательно, так как денег на адвоката не было, сам штудировал кодексы и готовил речь. Во время судебного разбирательства он напомнил несостоявшемуся работодателю о статьях Трудового кодекса, который гласит, что дискриминация по полу, национальности, возрасту и другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами, недопустима. На ответчика – директора ПО «Сельский хлеб» Рафаэля Фаттахова и его адвоката – речь истца впечатления не произвела. Зато суд с доводами Рахмеева согласился и принял решение в его пользу. В качестве компенсации за моральный ущерб истец получил тысячу рублей (просил – 10 тысяч рублей – Прим. авт.), а Р. Фаттахов – урок на всю жизнь. Позже директор предприятия признал свою вину и даже поблагодарил Р. Рахмеева, но должность главбуха так и не предложил. Узнав о том, что обиженный безработный подал иск в суд, начальник отдела кадров ПО «Сельский хлеб» написала заявление об увольнении. На предприятии утверждают, что по собственному желанию…

Сейчас бывший аудитор готовится к новому разбирательству. На сей раз он бросил вызов Казанскому уксусному заводу. Правда, в мировом суде Кировского района Казани пока не спешат назначать дату слушаний, так как дело уж очень «щекотливое». Оказалось, что никто еще до Рахмеева в Татарстане не пытался доказать в суде, что мужчина – тоже человек.

Светлана Владимирова,
Казань

 

Мнение по поводу
Надежда Борисовна, директор представительства компании «HeadHunter» в Татарстане:
– Весьма заметна дискриминация при найме на работу по половому признаку. Например, женщин неохотно берут на топовые позиции: выбирая между двумя равными кандидатами – мужчиной и женщиной – работодатель, скорее всего, предпочтет мужчину. Несмотря на то, что на рынке труда Татарстана растет дефицит менеджеров высшего звена и что возраст и пол в этой связи становятся критериями второстепенными, говорить о том, что намечается устойчивая тенденция к преодолению дискриминации, пока рано.
Работая на тех же должностях, что и мужчины, женщины в Татарстане, как правило, получают зарплату меньше. При этом воспринимают ситуацию как должное: устраиваясь на работу, даже и не просят зарплату, отражающую уровень их квалификации. По данным «HeadHunter» – Казань, зарплату от 1500 долларов и выше просят лишь 10% женщин, среди мужчин таких 28%. При этом на зарплату от 200 до 500 долларов претендуют 33% работающих женщин и только 13% мужчин. При этом уровень образования и профессиональная подготовка женщин ничуть не уступают мужским.
Кроме стандартных требований к должности (высшее образование, опыт работы и так далее), работодатели часто выдвигают требования негласные, которые не озвучиваются во всеуслышание, но, безусловно, берутся на вооружение менеджерами по персоналу при отборе кандидатов: «кандидаты с простыми и понятными фамилиями», «славянского типа внешности», «не кавказец», «привлекательная для мужчин-заказчиков». Причем напрямую человеку не скажут, по какой причине ему отказали, скорее всего, обоснуют более вескими аргументами. Если же вопрос касается явных физических недостатков, то шансы у кандидата, откровенно говоря, невысоки, а его поиски работы могут сильно затянуться.
Также работодатели неохотно рассматривают в качестве потенциальных работников людей старше 45 лет, объясняя это тем, что те менее энергичны и не амбициозны, плохо подготовлены к работе в рыночных условиях и не вписываются в сформировавшуюся команду молодых менеджеров. Но в некоторых отраслях 45-50 лет – не возраст. Так, в сфере производства, в строительстве работодатели по-прежнему охотнее рассматривают людей старшего возраста, был бы опыт работы соответствующий. Отчасти это связано с нехваткой профессиональных кадров в этих сферах.

 


Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*