ВЯЧЕСЛАВ ЗУБАРЕВ: «Я ЗНАЮ СЕКРЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА»





Untitled Document

Сколько стоил самый дорогой автомобиль, проданный в Набережных Челнах? Почему нужно стоять в очереди, чтобы купить иномарку? Чем отличаются в работе корейцы и китайцы? Можно ли устроиться на работу в ТТС без протекции? На эти и многие другие вопросы «Недели» ответил генеральный директор компании «ТрансТехСервис» Вячеслав Зубарев, который побывал у нас в гостях.

 

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Зубарев
Вячеслав Викторович

► Родился 25 ноября 1959 года в городе Златоуст Челябинской области.
► Образование высшее: окончил Челябинский политехнический институт по специальности «автомобили и тракторы».
► В 1981 году по распределению приехал в Набережные Челны, начал работать мастером на заводе двигателей «КАМАЗа».
► Прошел все ступени карьерного роста: начальник участка, заместитель начальника цеха, начальник цеха, начальник производственного комплекса «Мотор-1».
► В 1992 году основал компанию «ТрансТехСервис», генеральным директором которой является по сей день.
► В 1999 и 2004 годах избирался депутатом Государственного Совета Республики Татарстан, член комитета по законности, регламенту и депутатской этике.

«Наш бизнес
был похож
на челночный»


– Вячеслав Викторович, ваша компания недавно отметила 15-летие. А с чего все начиналось? Чья это была идея заняться именно этим видом бизнеса? Ваша или, может, вашей команды?

– Идея, скорее всего, моя, поскольку на момент создания компании команды еще не было. Возникла она достаточно спонтанно. Честно говоря, планов сделать такой большой холдинг не было. На «КАМАЗе» шли большие изменения. У меня возникло желание организовать свой бизнес. Тогда в Набережных Челнах было очень модно заниматься КАМАЗами, но это был бизнес, построенный во многом на свойских отношениях. Хотелось сразу начать работать по-другому, поэтому решил заняться легковыми автомобилями. Отношения здесь были более рыночными, поскольку грузовые автомобили продавались в основном предприятиям, а легковые люди покупают себе, за свои деньги. Тут не может подействовать чья-то протекция, покупатель принимает решение абсолютно самостоятельно.


– Значит, когда все кинулись в челночный бизнес и начали возить кожаные куртки из Турции, вы занялись продажей автомобилей…

– В те сложные времена продажей автомобилей занимались очень многие. Причем и наш бизнес был похож на челночный. Надо было приехать в Тольятти, обойти кучу точек, найти вариант покупки и т. д. Но с самого начала мы поставили цель не ограничиваться только продажей. Я был, скажем так, недовольным клиентом системы «АвтоВАЗтехобслуживания». Тот, кто в те годы являлся счастливым обладателем автомобиля «Жигули», знает, что приезжать на техобслуживание было крайне мучительно и неприятно! Ты чувствовал себя второсортным человеком, просителем, которому могли оказать одолжение и за твои же деньги «обслужить». Если сразу не «отшили», не заставили сидеть и подолгу ждать, или, не дай бог, улыбнулись, то это было уже пределом мечтаний. А нам хотелось сделать другую компанию, рыночную, сориентированную на комплексное обслуживание, максимально качественное удовлетворение потребностей клиента.

С первых дней мы старались наладить долгосрочное сотрудничество с партнерами, чтобы основательно продвигать и свой бренд, и тех производителей, с которыми работаем. Чем больше у компании традиций, тем выше культура работы. Вот сегодня китайцы, несмотря на всю их агрессивность, в работе с дилерами тоже не очень сильно отличаются от АвтоВАЗа, главная проблема которого не в устаревших моделях, а в устаревшей психологии – «сейчас я решу свои частные вопросы, а после меня хоть потоп» – и в устаревших методах работы с дилерами.


– А с кем приятнее работать?

– Ведущие мировые автопроизводители, я имею в виду немецкие и японские компании, держат верхнюю планку. Дальше все зависит от уровня личности. Возглавила в России филиал какой-то компании более сильная личность, чуть-чуть приподнимаются вверх, а так все на одном уровне.

 

«У нас маленькое
не может быть
престижным»


– Скажите, приверженцев отечественного автопрома еще много или все стремятся купить иномарки?

– Все стремятся купить за меньшие деньги… (всеобщий смех) большее качество. Выбор каждого сугубо индивидуален. Такого ура-патриотизма, то есть желания купить потому, что это российское, нет. Кто-то предпочитает наши машины, поскольку обслуживание дешевое. Однако мы сейчас в целях повышения имиджа компании стараемся снижать долю дешевых моделей в общем обороте. Если человек купил машину в ТТС и, допустим, ему часто приходится ходить пешком из-за того, что ее постоянно ремонтируют, он уже не вспоминает, какую машину и за сколько он купил. Он говорит: «Вот купил у них, сейчас мучаюсь!» Поневоле весь негатив от автомобиля отражается на нас. Поэтому мы с китайцами пока не работаем.

 

Какие модели сегодня самые продаваемые?
– Лидерство удерживает продукция АвтоВАЗа, то есть автомобили стоимостью до 10 тысяч долларов. Однако есть тенденция смещения акцентов к более дорогим моделям. Уже перспективен ценовой раздел от 10 до 15 тысяч долларов, и даже от 15 до 25 тысяч. Выше 25 тысяч долларов – минимальные продажи. Самые продаваемые модели иномарок те же, что и по всей России: Chevrolet, Ford, Toyota, Hyundai. Причем они постоянно меняются местами. Что касается самых дорогих, то это так называемый премиум-сегмент – BMW, Audi, Volvo, Land Rover, Mercedes, – который, кстати, тоже растет достаточно быстрыми темпами.
– На какую из иномарок у вас самая длинная очередь?
– Ситуация постоянно меняется, и у нас она точно такая же, как и по всей стране. Дольше всего покупатели ждут Ford Focus дешевых комплектаций, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer. На приобретение последней модели, например, сейчас записывают на март следующего года. Дефицит вызван объективными причинами. Иногда элементарно не хватает мощностей завода, выпускающего модели, пользующиеся особым спросом. Иногда это связано с ошибками в прогнозах, что на российском рынке было уже не раз. Думают, ну, на 50% будет рост. Это очень оптимистичный прогноз. А на деле рост получается 70%. В результате рынок все сметает и создается дефицит. Потому что, как ни странно, но у них там экономика плановая, на шесть месяцев вперед все четко распланировано и ничего невозможно изменить. По-хорошему-то все надо планировать за год. А на российском рынке точно сказать, что будет через год, еще никому не удавалось.
– Сколько стоила самая дорогая машина, которую вы продали в Набережных Челнах?
– Точно не помню, но думаю, порядка 150-170 тысяч евро. Когда мы говорим в Набережных Челнах, подразумеваем всю округу. Очень много покупателей из Альметьевска, например, приезжают.
– Чем отличаются вкусы европейских автолюбителей и наших?
– В Европе наиболее популярны маленькие машины. Потому что они практичны. А в нашем российском понимании маленькая машина не может быть престижной…
– А есть маленькие, но все же престижные машины?
– В России ничто маленькое престижным быть не может.

«Взяток не давал»


– Какие требования появляются у людей к автомобилям с ростом их благосостояния? Наверное, у них проблемы безопасности выходят на первый план?

– У кого именно?


– У наших бизнесменов, например.

– Когда наш человек покупает автомобиль, о безопасности он думает в последнюю очередь. То, что в салоне комфортно и красиво, он видит сразу. А безопасность – это же так далеко от нас. Человек понимает, что это важный вопрос только когда сам попадает в неприятную ситуацию. А каждому кажется, что он не попадет. Об опасностях мы думаем меньше всего. Вообще, для чего нашими людьми соблюдаются правила дорожного движения? Только для одного – чтобы не оштрафовал гаишник. Единственная мотивация! А то, что он может разбиться…


– А вы соблюдаете правила дорожного движения?

– Не всегда.


– Вас штрафовали?

– Вообще, конечно, да.


– Как вы рассчитывались?

– В последнее время меня штрафуют исключительно редко, но если вы хотите спросить, не давал ли я взяток сотрудникам ГАИ, отвечу, что не давал.

 

«Мне нужна динамичная машина»
– А вы на какой машине ездите?
– Я предпочитаю БМВ.
– Почему?
– Она соответствует моему складу характера. Мне нужна динамичная машина, потому что вечно нужно куда-то быстро доехать. У нее такой немножко спортивный уклон, мне нравится. Есть не менее престижные машины, но они такие… более вальяжные, что ли. Это не говорит о том, что эта модель чем-то лучше или хуже других, просто эта машина мне по душе.
– А что в салоне самое дорогое?
– Самое дорогое в салоне – это люди.
– Это понятно! Имеется в виду что-то необычное, может быть, сиденье обтянуто крокодильей кожей. То, чего нет у других?
– Не знаю, я не пробовал ничего такого заказывать. Это не в моем характере. У меня достаточно богатая комплектация и она меня полностью устраивает.
– А сколько у вас было машин, какая первая была?
– Первую, я, конечно, помню, это шестая модель «Жигулей», а вот сколько их было?!
– Вячеслав Викторович, а как вы отдыхаете?
– Стараюсь заниматься спортом, какими-то физическими нагрузками. В силу рода деятельности приходится мало двигаться и в то же время получаешь много психологической нагрузки. Думаю, компенсация в виде любой физической нагрузки – благо для моего здоровья. Это ведь еще и удовольствие. Идешь после тренировки на ватных ногах, в голове пусто и на душе легко. Конечно, выезжаю на природу, устраиваем пикники и т. д. Естественно, общение с домашними, детьми – это тоже отдых.

На чем основано
азиатское чудо?


– На каких заводах-производителях вы побывали?

– Точное количество сказать не могу, не считал. Я был в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Корее, Японии, не по одному разу и на разных заводах. У большинства есть своя изюминка. Я понимаю, почему сегодня азиатские страны семимильными шагами прогрессируют в промышленности. Когда первый раз оказался на «Тойоте», то смотрел на работу конвейера и ловил себя на мысли, что вроде бы все похоже на наше, но что-то необычно. Это был не роботизированный конвейер, а ручной труд. По уровню автоматизации от нашего не сильно отличается. А потом понял: казалось, что смотрю пленку, которую мотают чуть-чуть быстрее, как в старых фильмах. То есть интенсивность работы человека там значительно выше. Кроме того, у них добросовестность, отношение к качеству высочайшее. То же самое в Корее, только там еще более жесткая эксплуатация труда.

Самый крупный завод в мире, Hyundai, производит 1,5 млн. автомобилей в год. Завод работает круглосуточно, в две смены. Суббота, воскресенье – выходной, но иногда в субботу первая смена рабочая. Так они зарабатывают отгул, потому что срок отпуска составляет всего неделю. А вторую зарабатывают отгулами. Все экономическое чудо азиатских стран основывается только на одном: на фанатичной работоспособности и добросовестности их людей. Им не всегда хватает грамотности, первоначально они делают много брака, но всегда стараются.

«Вакансии
есть всегда»


– В ТТС тяжело устроиться на работу?

– Легко. У некоторых, кстати, существует заблуждение, что попасть к нам можно только по протекции. Официально заявляю, что это не так. Причем вне зависимости от того, кем эта протекция дана. Для того, чтобы устроиться на работу, необходимо подать заявку в отдел по работе с персоналом и ознакомиться с требованиями. Например, продавец автомобилей как минимум должен иметь права и опыт вождения. Без этого просто невозможно продавать автомобили. Есть требования к образованию. А все остальное? Необходимо показать готовность работать, желание прогрессировать. У нас люди проходят тестирование, на основе которого проводится анализ и в случае удовлетворения наших минимальных требований вас всегда пригласят на стажировку, а в дальнейшем можете закрепиться. Причем вакансии у нас есть всегда.


Между «плохо»
и «очень плохо»


– Вячеслав Викторович, вы ведь еще как депутат Госсовета РТ проводите прием населения. Какие вопросы чаще всего поднимают челнинцы?

– На прием приходят с конкретными житейскими проблемами. Наиболее часто встречаются вопросы жилья и ЖКХ. То есть это совершенно не те вопросы, решение которых в компетенции депутата Госсовета. Но люди особо не задумывается, у них есть проблемы, вот они и ходят по всем инстанциям. Конечно, принимаю всех своих избирателей, с любыми вопросами.
По идее депутаты Госсовета РТ должны решать вопросы, которые касаются всего Татарстана. С другой стороны, когда принимается какое-либо решение, интересы народа республики я примеряю к интересам моих избирателей. В моем понимании, если им хорошо, значит, будет хорошо всем татарстанцам.


– Какое решение республиканского парламента, в подготовке которого вы непосредственно участвовали, вы считаете наиболее важным?

– Закон об игровом бизнесе. Я как раз работаю в том комитете, который этот вопрос с нуля рассматривал и вырабатывал решение. Понимаю, что во многом закон несправедлив и необъективен в отношении тех, кто вкладывал туда деньги. Но данную ситуацию я себе вижу так: нужно выбирать между «плохо» и «очень плохо». Считаю, что, когда правила игры для бизнесменов – я и сам бизнесмен – начинают меняться, это плохо. На другой чаше весов масса всяких трагичных историй, когда люди теряли имущество и даже жизнь. У меня лично не было сомнений, какой сделать выбор. А все рассуждения о том, что в подполье перейдет… В какой-то части, конечно. Но 95% тех, кто играл, перестали это делать. Одно дело ехать куда-то, тем более в подпольный притон, другое, когда человек шагает по улице и на каждом углу, провоцируя его, соблазнительно мигают игровые автоматы.


– А что не удалось еще решить?

– Вопрос безопасности пешеходов на проспекте Чулман. Понимание проблемы есть, вопрос решается, но не так быстро, как хотелось бы. Я и сам лично, и публично обращался в ГАИ с просьбой, чтобы они демонстративно стояли на проспекте Чулман. Водители же на них реагируют и не гоняют так сильно. Там уже столько людей посбивали! Это постоянная проблема, над ней нужно регулярно работать. К сожалению, сотрудники ГАИ не в достаточной степени занимается воспитанием водителей. То, что на пешеходном переходе должен уступать водитель, а не пешеход, у нас вспоминают только тогда, когда на «зебре» собьют кого-то. Что-то я ни разу не видел, чтобы инспектор ГАИ стоял и целенаправленно штрафовал водителей за то, что они не уступают пешеходам. У нас, наоборот, нормой считается, когда пешеход уступает водителю.
«Не хочу уезжать
из Челнов»


– Ваш головной офис находится в Набережных Челнах. Не возникало желание переехать в Казань?

– Этот вопрос у нас периодически поднимается. Говорят, правильнее жить в Казани, там центр власти, к которому нужно быть ближе, потому что большинство вопросов решается именно в столице. Но, с другой стороны, переезд сформированной управляющей команды или формирование новой всегда очень затратный процесс.

Сколько угодно можно перечислять объективные факторы, но все равно, когда принимаешь решение, начинаешь эти факторы подгонять под себя. Главную роль все же играет субъективный фактор. Лично я прижился в Набережных Челнах, сроднился с этим городом и никуда уезжать не хочу.

Равиль САБИРОВ.

 
 
 
 
 


Подписаться на RSS комментариев к этой записи

2 Комментария

  1. Вячеслав поздравляю с новым 2011 годом тебя семью

    благополучия и продолжения успешного развития ТТС всех тех кто помогал тебе в первые годы крепкого тебе здоровья и человеческого счастья.

  2. здравствуйте господин Зубарев.В обращаюсь к вам как к лицу компании ТТС,меня грубо обманули в салоне БМВ на орловке,всегда с радостью сам и мои друзья покупали машины,но в феврале 2011г я купил БМВ 5 серии люкс,сказали комплектация фиксированная,я поверил заплатил,а на самом деле получил машину из уфы,а в ней нет того из за чего она покупалась,уволили продавца,а что для меня изменилось?щас в суде придется доказывать,а ведь просил решить по хорошему.да и недоверие теперь,ведь мы бмвешники все с друг другом общаемся и нижнекамские и альметевские и казанские.прошу вас разобраться.я как депутату вам лично доверяю,да и человек вы говорят хороший.спасибо вам заранее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*