ИЛЬДАР ГАЛЯУТДИНОВ: «Я МЕЧТАЛ СТАТЬ ВРАЧОМ»

Untitled Document

Было время, когда про существование АКИБАНКа в нашем городе мало кто знал. 14 лет назад это было маленькое кредитное учреждение, которое не могло погасить долги перед своими вкладчиками. Сегодня АКИБАНК входит в пятерку крупнейших банков Татарстана. Его знают не только в городе, но и в России и даже за рубежом. 25 ноября финансовое учреждение отметило свой очередной день рождения. После этого события журналисты «Челнинской недели» встретились с председателем правления ОАО «АКИБАНК» Ильдаром Галяутдиновым.

 

 

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Галяутдинов
Ильдар Хайдарович
– председатель правления ОАО «АКИБАНК»

> Родился 18 октября 1968 года в Бугульме.
> Учился в Казанском государственном университете им. В. И. Ульянова-Ленина, который окончил в 1991 году.
> Заслуженный экономист РТ.
> Лауреат Национальной банковской премии в номинации «За эффективное управление банком».
> Кавалер ордена «За возрождение России. XXI век».
> Лауреат республиканского общественного конкурса «Руководитель года» в номинации «Лучший руководитель финансово-кредитной организации».
> Лауреат российского конкурса «Менеджер года в банковской сфере» в номинации «Развитие филиальной сети».

 

Неисповедимы
пути юриста


– Ильдар Хайдарович, как известно, бизнесменами не рождаются. Каждый пришел в бизнес своим путем. Вы по образованию юрист. А как стали банкиром?

– Совершенно случайно. У меня, правда, был опыт работы в банковской сфере – я занимал должность юриста в Каминбанке. После его ликвидации остался не у дел. Вынужден был подрабатывать, представляя клиентов в гражданском суде. Один из них не смог оплатить мои услуги деньгами и уступил мне свою долю в АКИБАНКе, одним из собственников которого он являлся.

Я тогда и не слышал, что такой банк вообще есть в Челнах. С трудом нашел офис – там тогда работали семь человек – прошел мимо плачущих вкладчиков, которым банк не мог вернуть деньги… Долго сидел и думал, стоит мне этим заниматься или нет.

Начальник отдела надзора Нацбанка РТ Резеда Шигапова меня даже отговаривала: мол, куда ты идешь? Лучше читай лекции.
Я действительно никогда не ощущал себя банкиром, не испытывал склонности к этому делу. Для себя видел несколько иную карьеру – планировал заниматься научно-преподавательской деятельностью. Что в принципе и делал – учился в аспирантуре, вел семинарские занятия на юрфаке КГУ, писал диссертацию на кафедре международного государственного права. Но все-таки решил попробовать себя в новой сфере деятельности. Подумал: не получится, ну и ладно.

У меня была тогда машина «Жигули», которую я заработал, консультируя одно из крупных челнинских предприятий. Это была самая большая моя ценность. Я ее продал, чтобы рассчитаться с вкладчиками, благо, их было немного и суммы на счетах числились маленькие. Потом пошел по друзьям и знакомым, предлагая им открыть счет в нашем банке. На работу тогда на автобусе ездил.


– С тех пор, как говорится, много воды утекло. На днях АКИБАНК отметил свой
14-й день рождения. С какими успехами вы подошли к этой дате?

– Почти по всем показателям у нас положительная динамика. На цифрах особо останавливаться не буду, скажу только, что в этом году мы увеличили свой уставный капитал – сегодня он превысил отметку в 1,5 млрд. рублей. Кроме того, у нас несколько изменился состав акционеров. В их число вошли несколько инвесторов из других регионов – в основном, это московские компании. Также мы привлекли в число акционеров шведский инвестиционный фонд «East Capital». Его доля в уставном капитале АКИБАНКа составляет 19,9%.

В этом году увеличили объемы проводимых операций и расширили географию деятельности – открыли филиал в Оренбурге, по два офиса в Москве и Казани, центр обслуживания в Альметьевске, а также дополнительные офисы в Уфе и Нижнекамске.

На этом, конечно, не собираемся останавливаться. В ближайшее время мы намерены увеличить уставный капитал еще на 600-800 млн. рублей, сейчас этот вопрос прорабатывается. А в 2009-м – еще примерно на 1 млрд.


– Привлечение западного инвестора – событие значительное для банка. Оправдались ли ваши ожидания, связанные с приходом «East Capital»?

– Безусловно, появление иностранного инвестора сказалось на многих процессах, которые происходят внутри банка. Но о самых серьезных результатах говорить пока рано – слишком мало времени прошло. С помощью «East Capital» мы уже начали работать с международными финансовыми институтами, потому что наш шведский инвестор – это известный бренд на мировом рынке. И сегодня мы налаживаем более тесное взаимодействие с партнерами из-за рубежа – это как банки, так и специализированные финансовые организации. У нас с ними, несмотря на кризис ликвидности на банковском рынке, неплохо складываются отношения. Мы работаем по двум направлениям – кредитование малого и среднего бизнеса и финансирование развития банка.


– В общем, все течет, все изменяется… Когда-то «Жигули» были вашей самой большой ценностью. А на каком автомобиле вы ездите сейчас? И есть ли у вас самая любимая марка машины?

– Я к машинам отношусь достаточно спокойно. И свои пристрастия не меняю. Я вообще человек постоянный, в том числе и в отношении транспорта. Когда у меня появилась возможность купить «Мерседес», я это сделал. И с тех пор являюсь активным приверженцем этой марки. Хотя было много и других машин, но чаще всего мой служебный автомобиль – «Мерседес».


– А сами за рулем ездите?

– Очень редко. Потому что не считаю себя хорошим водителем. Поэтому чаще пользуюсь услугами водителя.
Хотя в свое время совершал довольно большие вояжи. Можно даже сказать, что я проехал всю страну. А сейчас сажусь за руль, если, например, мы с друзьями выезжаем на рыбалку.

 

ОАО «АКИБАНК» – крупнейший среди самостоятельных банков города Набережные Челны. Он входит в пятерку лидеров финансово-кредитных организаций Татарстана по совокупному объему активов. По величине активов и размеру кредитного портфеля АКИБАНК входит в десятку крупнейших банков Поволжья.
Итоги работы ОАО «АКИБАНК» за девять месяцев 2007 года характеризуются следующими показателями:

 
01.01.2007 г. (тыс. руб.)
01.10.2007 г. (тыс. руб.)
Рост с начала года (%)
Уставный
капитал
969 296
1 569 296
161,9
Капитал банка
1 111 336
1 763 978
158,7
Чистые активы
9 231 502
10 980 291
118,9
Кредитный портфель
7 002 897
8 944 246
127,9

 

– Ильдар Хайдарович, человеку, который живет и работает в таком напряженном графике, как вы, необходимо периодически расслабляться. Например, уделять время своему хобби. Вот вы упомянули о рыбалке. Она относится к вашим увлечениям?

– Главное мое увлечение – это мой бизнес. Он отнимает очень много сил, времени и энергии. А рыбалку вряд ли можно отнести к моим увлечениям. Это повод просто выбраться куда-то с близкими людьми.


– Вы любите готовить?

– Очень. Это, правда, бывает редко, но готовлю я неплохо. Друзья считают моим фирменным блюдом плов. Очень люблю готовить борщи, торты печь, шашлыки мариновать. Это самое мое любимое времяпрепровождение – приготовить обед и пригласить друзей.
А еще очень люблю делать подарки. Из поездок всегда привожу сувениры друзьям и сестренке. А также их детям – знаю размер обуви каждого, рост и так далее. Правда, иногда это бывают несколько вычурные подарки. У моих приятелей дочери, и я очень хочу, чтобы девочки красиво одевались. Одна из этих маленьких дам подаренные платья не носит – говорит, что будет их беречь. И убедить пятилетнего человека, что она вырастет, невозможно. Наденет дома, повертится перед родителями и снова в шкаф убирает. С другой стороны, это говорит, что у нее есть эстетический вкус. Это тоже приятно.

 

ОЧЕНЬ БЛАГОРОДНАЯ ПРОФЕССИЯ

– Ильдар Хайдарович, а кем вы мечтали стать в детстве?
– Врачом. Я очень сильно увлекался и историей, но все-таки всю жизнь мечтал стать врачом. Я даже был победителем республиканских и российских олимпиад по биологии. И собирался поступать в военно-медицинскую академию. Это влияние моей покойной мамы, которая тоже была врачом. Это очень благородная профессия. И сегодня, когда о врачах говорят много плохого, считаю, что это больше надуманное.

– Мечтали стать врачом, а учиться пошли на юриста…
– Во врачи меня не пустила мама. Она сказала, что не хочет, чтобы я всю жизнь принимал чужую боль и влачил нищету. Мы ведь сами все время жили в малосемейках, однокомнатных квартирах, общежитиях. Ей не хотелось, чтобы и мне досталась такая доля. Хотя, признаюсь, я и сегодня проявляю очень большой интерес к медицине. По крайней мере, читаю новости этой науки и владею некоторыми профессиональными навыками медработника.

 

 

От бекона
до тротуарных
пылесосов


– Банки часто называют локомотивом экономики. Речь, конечно, идет в первую очередь о каких-то коммерческих проектах, которые реализуют финансовые учреждения в иных сферах бизнеса. АКИБАНК в этом плане не исключение – предприятие «Камский бекон» тому подтверждение. Кстати, как оно развивается и были ли в этом году реализованы другие подобные проекты?

– Строительство «Камского бекона» полностью завершено. Предприятие выходит сейчас на проектную мощность. Оно было построено практически в чистом поле за сравнительно короткие сроки. Там внедряется совершеннейшее оборудование. Благодаря голландской технологии 40 человек, работающих на «Камском беконе», будут выпускать 12 тыс. тонн мяса в год. Для сравнения: на старой площадке в «Сосновоборском» этот объем производится коллективом в 500 человек.

Я считаю, что любой коммерческий замысел реализован только тогда, когда он окупил расходы. Мы вложили в «Камский бекон» 2 млрд. рублей, продукция уже поступает в продажу. Но гонки за цифрами-показателями у нас нет – будем развивать агрохолдинг постепенно. В будущем году, например, планируем провести реконструкцию старой площадки предприятия. А нашему голландскому партнеру правительство Нидерландов обещало предоставить грант на организацию учебного и племенного центра на базе «Камского бекона».

 

– В 2007 году АКИБАНК открыл филиал в Оренбурге. Почему именно в этом городе?
– Во-первых, как ни странно, Оренбург до сих пор не освоен банками. Связано это с тем, что федеральные финансовые организации в первую очередь идут в миллионные или, скажем так, раскрученные города. Оренбург ни к тем, ни к другим не относится. Ну а во-вторых, благодаря тому, что мы много лет тесно работаем с «КАМАЗом», у нас возникли партнерские взаимоотношения и с машиностроителями Оренбурга. Так что мы шли в этот город под конкретных клиентов, под сформированный кредитный портфель.
Отмечу, что мы планируем реализовать в Оренбурге один из своих проектов. Если помните, мы приобрели в Смоленске завод дорожных коммунальных машин, который на 84% принадлежит нам. Мы его реанимировали. Сейчас завод работает в две смены и развивается – начинает сотрудничество с Volvо. В данный момент предприятие проходит процедуру сертификации самосвального кузова, который будет поставляться на конвейер шведского автоконцерна. В Оренбурге мы тоже планируем построить новый завод, который будет дополнять смоленское предприятие.

– Недавно состоялось официальное открытие ОЭЗ «Алабуга». Входит ли особая экономическая зона в зону деловых интересов АКИБАНКа?
– Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что «Алабуга» входит в зону интересов всех банков в той или иной степени. Нам бы очень хотелось, чтобы этот проект состоялся. Конечно, среди наших клиентов есть предприятия, которые мы кредитуем и которые либо уже имеют производство в ОЭЗ, либо планируют его там разворачивать. Но дело не только в коммерческом интересе. «Алабуга» – это и создание новых рабочих мест, и диверсификация промышленного производства, и развитие инфраструктуры городов Закамского региона. А она, и это не секрет, пока что оставляет желать лучшего.

– Ильдар Хайдарович, по роду своей деятельности вам часто приходится ездить по всему миру. Скажите, за границей меняется отношение к нашей стране?

– Меняется. Народ за границей настроен достаточно позитивно, и люди стараются найти общий язык. Но если человек не может сформулировать свои мысли, связать три-четыре элементарных слова, на что он может рассчитывать? У нас, кстати, при этом вы можете столкнуться с еще худшим отношением.


– А есть какая-то страна или город, которые поразили вас больше всего и куда бы вы хотели вернуться?

– Сложно сказать, тем более, что предпочтения человека меняются с годами. По духу мне ближе Италия – нравится Рим, я очень люблю ходить по музеям, люблю красивую архитектуру, историю. Раньше мне больше всего нравилась Франция, а сейчас, наверное, Швейцария. Но там есть некий круг общения, который, возможно, и определяет мое предпочтение.


– А Голландия?

– Голландия впечатляет своей технологичностью. Тем, что на таком небольшом участке суши столько всего реализовано. Голландцы удивляют своей работоспособностью, смелостью суждений, достаточной раскованностью и доброжелательностью. Но там каких-то архитектурных изысков немного. Это более однообразная страна.


– Тем не менее, когда мы говорим о сельском хозяйстве, зачастую вспоминаем именно Голландию. В чем, на ваш взгляд, секрет сельскохозяйственного чуда этой страны?

– Во-первых, доля сельского хозяйства во внутреннем валовом продукте Голландии не столь велика, как принято считать. Прежде всего, это высокоразвитая индустриальная страна. А в чем секрет высокого уровня сельского хозяйства, сказать сложно. Наверное, в исторических традициях. В Европе всегда была развита демократия, местное самоуправление. Вспомните, Генеральные штаты и первая буржуазная революция возникли именно в Голландии. А у нас крепостное право было отменено только в 1861 году.

Причина успеха европейцев, как и, может быть, некоторых их проблем, в том, что там очень много значит индивидуальность и конкретный человек. Его права и интересы защищены властью. Это создает достаточно комфортные условия для развития, обеспечивает равные права и свободную конкуренцию. Мы же только в самом начале этого пути.

Но в то же время не стоит по поводу Европы обольщаться. Там каждый преследует свои цели. Тот индивидуализм, который царит в Европе, мне не очень нравится. Однажды мы прилетели в Лондон в три часа ночи, а аэропорт «Хитроу» работает только с шести утра. Мы стояли в очереди к кэбам вместе с женщинами, у которых на руках грудные дети. И я обратил внимание, что молодые здоровые люди садились в такси и ехали в город одни. Никого не подсаживали – ни детей, ни женщин. Проявление этого индивидуализма нас поразило. В России в первую очередь посадили бы женщину с ребенком.

 

КАК ЧАРЛИ СТАЛ УМКОЙ
– У меня всегда были животные. Всегда таскал домой то раненых голубей, то котят. Но по-настоящему первым моим домашним питомцем стала собака – я завел себе дога. Он жил у меня достаточно долго. Это было очень умное животное. С ним у меня была очень тесная эмоциональная связь, я даже несколько «очеловечивал» своего пса. Сейчас я понимаю, что этого нельзя делать – его потеря для меня была очень тяжелой.
Потом друзья подарили мне щенка лабрадора. Он живет у меня уже семь полных лет. Зовут пса Чарли. Он живет своей жизнью, команд он не знает, не лает – не кусает. Очень добрый парень, который со всеми находит общий язык. Ходит гулять с местными мальчишками. Он беленький, похож на медвежонка. И они зовут его Умка. Я об этом, кстати, узнал только года два назад.
Чарли-Умка очень самостоятельный. Летом сам на Каму ходит купаться, сам же и возвращается. В общем, никаких хлопот мне не доставляет. С его появлением у меня во дворе обосновались щеглы, сороки, вороны. Сначала я возмущался, потом привык. Дружит Чарли и с котами соседскими. Очень толерантный пес.

 

Причина кризиса – недоверие


– 2007 год прошел под знаком ипотечного кризиса в США. Как, по-вашему, он отразился на нашей стране?

– Конечно, отразился, кризис затронул всех. В первую очередь это выразилось в предложении денег на рынке. Эта сфера была слишком сильно перегрета: банки готовы были раздавать деньги чуть ли не бомжам. И вот результат. Но, думаю, мировое сообщество выберется из этой ситуации. Потому что это не кризис финансовой массы, как принято считать. Прежде всего, это кризис недоверия мировых финансовых институтов друг к другу. Чтобы понять, что будет дальше, надо дождаться годовой отчетности крупнейших мировых и российских банков, чтобы представить, с какими потерями они закончили год.

Ну а пока банки сократили предложение на рынке ипотечных кредитов. Во-вторых, выросла цена использования кредита. И, в-третьих, вопросы обеспечения сейчас ставятся более жестко. Если раньше кредит можно было получить даже без первоначального взноса, сейчас для этого требуется взнос в 20-30%. Но в дальнейшем, думаю, все вернется на круги своя. Цикличность капиталистической экономики никто не отменял.


– А как отразилось на объемах кредитования вашего банка требование открыто показывать эффективную процентную ставку? Как на это отреагировали ваши заемщики?

– Мы никогда особо не занимались экспресс-кредитованием. В основном предоставляли классические кредиты под залог имущества. Наши ставки по ним всегда были открыты. Поэтому мы больших изменений в условия и не вносили. Впрочем, я не знаю банков, зарегистрированных в РТ, которые серьезно бы увлекались сокрытием реальных процентных ставок. Это, между прочим, позиция Нацбанка республики, где нам всегда говорят, что, скрывая эффективную ставку, мы можем доиграться.


– Кстати, об игре. На этот раз актерской. Мы слышали, что вы большой любитель театра. Говорят, вы даже в Москву можете поехать на премьеру какого-нибудь спектакля.

– Нет, специально на премьеры в Москву не летаю. Просто по работе я достаточно часто бываю в столице. И когда есть свободное время, люблю ходить в театры. В жанрах особых предпочтений у меня нет – все зависит от настроения. Когда хочется его улучшить, иду на оперетту или балет. Когда хочется о чем-то задуматься, хожу в театр Ленкома, «Табакерку», театр Сатиры…

В детстве мы жили недалеко от Детского музыкального театра имени Натальи Сац и часто там бывали. Но еще в юные годы я полюбил Большой театр. И по сей день считаю его своим самым любимым. Хотя я много где побывал и многое повидал. Например, очень большое впечатление произвели на меня Парижская и Венская оперы. Но люблю я до сих пор Большой театр.


– У вас есть какой-то жизненный девиз?

– Я стараюсь особо не спешить в принятии каких-либо решений и призываю к этому других. Сказать, что я живу полной грудью, значит слукавить. Я прекрасно понимаю, что многого лишен. В силу того, что вовлечен в банковский бизнес в период его становления. Те же бизнесмены в других областях или на Западе ведут более размеренный образ жизни. У них хватает времени на большее количество каких-то хобби. А у меня этого нет. Видимо, это некая плата за что-то, хотя бы за материальное благополучие в данный момент.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. большей брехни в жизни не читала, никогда ты Ильдар не жил ни в комуналках, ни в общагах, и не ездил общественным транспортом, потому как всегда под попой был служебный автомобиль папы и служебные пайки с икрой. а вот на родственниеков натравлял своего людимого песика, это было. Галия апа, царство ей небесное, рассказывала как "мило" вы ее встречали в своем трехэтажном доме.!!! ВСЕ БРЕХНЯ !!!!

  2. Интересно "родственники" пляшут!

  3. Родственники у всех такие злые;))

    Зависть- лучший КОМПЛИМЕНТ!!!

  4. Боже! Сколько желчи! А я верю Ильдару! Я синим училась в одном классе 4 года. И он, как все ездил в школу на автобусе,хотя у всех наших родителей были машины, в том числе и государственные. И правда, он увлекался историей и с ним всегда было интересно общаться! И еще- он всегда был безупречно воспитан с нами, одноклассницами и заботлив по отношению к маме и сестренке. Да, он сдержан в эмоциях. Я и могу понять его отношения с собаками, они скорее всего любят его таким, каков он есть и ничего кроме любви не просят…А всем остальным всегда что нибудь надо…. Молодец Ильдар!!! Я очень за него рада

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*