ИЩУТ ДОЛГО, ПЛАТЯТ МАЛО….

Untitled Document

Мы часто пишем о бюджетниках – врачах, учителях, воспитателях, работниках культуры. Но есть еще одна категория, которая обычно остается «за кадром». Это санитарки. Сегодня наша публикация посвящена им.

 

Тяжелый труд
за небольшую
зарплату

Дважды в день – обязательная влажная уборка. Во время эпидемии гриппа – чаще

Через приемное отделение горбольницы №5 за день проходит порой более 100 пациентов. После первичного медосмотра и переодевания санитарки провожают их в отделения.
– Всех больных нам нужно обязательно осмотреть на педикулез, чесотку, провести санобработку, – рассказывает санитарка приемного отделения Татьяна Родионова. – С теми, кто в больницу ложится планово, из дома приходит, проблем обычно нет. А вот когда с улицы или с работы пациентов привозят, тогда намного сложнее. Если пациенты сами идти не могут, на каталках отвозим в отделение. Я здесь уже четыре года, привыкла, коллектив очень хороший. Приятно думать, что людям добро делаешь.

 

Одна смена у санитарки приемного отделения – сутки. Работают вдвоем, поэтому присесть в течение дня бывает некогда. По словам старшей медсестры отделения Веры Давыдовой, хорошо бы добавить еще одного человека в каждую смену, уже полегче было бы. Но на низкую зарплату – чуть больше трех тысяч рублей – работников найти сложно.

– Держимся на тех, – говорит она, – кто работает давно. У них особое чувство ответственности: «Если не мы, то кто же?» Сострадание тоже играет немаленькую роль. Не каждый сможет изо дня в день тяжелых больных на каталке возить, доброе слово для всех найти. А ведь пациенты разные, и проблемы со здоровьем у людей могут быть очень серьезные, им поддержка нужна.

Одно из самых тяжелых отделений в больнице – первое неврологическое. В нем выхаживают после инсультов лежачих больных, помогать им нужно во всем: накормить, переодеть, отвезти на каталке на обследование. Это все ложится на плечи санитарок – младших медсестер по уходу за больными.

– Работаю в неврологическом отделении 23 года, – делится младшая медсестра по уходу за больными Нина Путан. – Приходим к семи утра, моем полы в палатах и коридорах (потом еще один раз в течение дня), после чего оказываем необходимую помощь больным. Есть пациенты, которых ежедневно нужно возить на компьютерную томографию – а это через улицу в любую погоду. Бывает, что по 10 человек в день туда и обратно возим. Кровати в больнице неприспособленные к перекладыванию пациентов. А ведь среди них есть и больные с большим весом!

Обидно, конечно, что наша работа такая малооплачиваемая, но очень нравится коллектив: всегда друг другу помогаем. Социальную защиту здесь тоже чувствуем: зарплату получаем вовремя, материальную помощь в сложных ситуациях оказывают, путевку в санаторий тоже можно получить. Было время – я и на заводе, и на птицефабрике свои силы попробовала, но все-таки чувствую, что мое призвание – быть здесь: ухаживать, помогать. Была бы только зарплата повыше! Я уже на пенсии, а кто после нас придет? Да и сейчас в отделении младшего медперсонала не хватает.

– Да, это так, – включается в разговор старшая медсестра неврологического отделения Дания Рафикова, – из 19,5 ставок закрыты только 15. Выручают нас родственники, которые по возможности находятся, сменяя друг друга, в палате у тяжелобольных круглосуточно, и студентки медколледжа, подрабатывающие в ночные дежурства. Младший медперсонал отделения – в основном немолодого возраста, им и днем работы хватает. Есть еще санитарка в процедурном кабинете, она работает там целый день, все моет. Ответственность тоже большая, поэтому мы ее ни к чему больше не подключаем. Время от времени к нам приходят женщины, стоящие на бирже труда в Центре занятости. Мы им все покажем – они по-смотрят, послушают, спросят, какая зарплата, уходят и больше не возвращаются. Понять их можно.

 

Настоящая
младшая медсестра
по уходу за больными
и накормит,
и лекарства вовремя даст, и одеяло поправит, и доброе слово скажет

 

Есть ли выход?

Этот вопрос мы задали начальнику управления здравоохранения Азату Фатхетдинову. Он ответил так:

– Сегодня российская экономика на подъеме, в том числе и «КАМАЗ», малый и средний бизнес активно развивается, появляются новые торговые точки, где у работников зарплата выше, чем у младшего медперсонала. Чтобы зарабатывать больше, санитарки уходят в охранники, контролеры, устраиваются разнорабочими. В лечебных учреждениях санитарки в среднем по городу получают 3800 рублей (это с подработками, премиальными, материальной помощью). Больницы и поликлиники укомплектованы ими от 50 до 75%. Из них 18-20% в зависимости от специальности – пенсионного, предпенсионного возраста.

Конечно, выход один – увеличение оплаты труда, не только санитарок, но и медсестер, старших медсестер, врачей, завотделениями. Сейчас по пилотному проекту начался переход на одноканальное финансирование – все деньги будут поступать в лечебные учреждения из одного источника через Фонд обязательного медицинского страхования. При переходе на такую систему тариф на оказание медицинской помощи увеличивается на 25%, оплата труда производится по законченному случаю, то есть будут учитываться затраты, которые несут санитарка, медсестра, врач. Таким образом, появляется возможность уйти от тарифной сетки и окладов.

 

КАКИЕ ЕЩЕ ВАРИАНТЫ?

Александр Фадеев, главврач детской многопрофильной горбольницы №2:
– По штатному расписанию у нас должны работать 172 санитарки, в наличии – 108. Существует санитарский фонд оплаты труда, и, независимо от выполнения больницей плана, они получают столько, сколько зарабатывают. Если моет санитарка полы за двоих, за троих – это ее дополнительная оплата. Средняя зарплата, таким образом, составляет четыре рублей (сравните: у медсестры – шесть тысяч). Специфика работы зависит от отделения. В оперблоке, помимо влажной уборки, санитарка помогает еще привести, переодеть и переложить больного, моет инструментарий, в лаборатории – протирает оборудование, моет специальную посуду. За больными у нас ухаживают медсестры, за ребенком до семи лет – разрешаем маме.

Ильдар Хайруллин, главврач горбольницы №5:
– Конечно, хорошо было бы, чтобы зарплату подняли до уровня городской минимальной во внебюджетной сфере – 5900 рублей. Но бюджет вряд ли это потянет. Но какие-то доплаты из городского или республиканского бюджета необходимы. Оставлять без внимания малооплачиваемый труд санитарок нельзя – от них зависит комфортность пребывания больного в лечебном учреждении.
В Санкт-Петербурге пошли другим путем. Поскольку ставки санитарок делятся на чисто санитарок и младших медсестер по уходу за больным, то вторые у них так и остались в отделении, а из всех санитарских ставок сделали единый фонд. Затем сформировали бригаду, оснастили ее современной уборочной техникой, они убирают всю больницу. Количество необходимого персонала меньше, оплата – выше. Рациональное зерно в этом есть. Мы сейчас тоже просчитываем, насколько наши условия подходят к такой организации.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*