ЧЕЛНИНЕЦ ПРИДУМАЛ…СВЕТОФОР!

Документ Без Имени

Казалось бы, нет на свете вещи более тривиальной и обыденной, чем светофор. Три круга красного, желтого и зеленого цвета, значение которого знает каждый цивилизованный человек. И никому не приходит в голову усовершенствовать эту систему или заменить ее другой. Никому, кроме челнинца Мунавира Салихова, который предлагает заменить привычные светофоры устройством, придуманным им самим.

Слева – привычный вариант, справа – проект Салихова

 

К истории вопроса

«Модернизация светофора – неизбежная необходимость. Но из-за инерции мышления этот процесс затягивается на долгие годы», – говорит рационализатор. Как известно, первый светофор появился в конце 1868 года в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он представлял собой две газовые лампы с красными и зелеными стеклами. Устройство дублировало сигналы регулировщика в темное время суток и тем самым помогало членам парламента спокойно переходить проезжую часть улицы. Автором изобретения был инженер Дж. П. Найт. К сожалению, его детище просуществовало всего четыре недели. Газовый фонарь взорвался, ранив дежурившего около него полицейского.

Только через полвека – 5 августа 1914 года – в американском городе Кливленде были установлены новые светофоры. Они переключали красный и зеленый цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. С тех пор и началось триумфальное шествие светофора по всему миру, 5 августа отмечается как Международный день светофоров.

В 1918 году в Нью-Йорке был установлен уже трехцветный «регулировщик». В нашей стране первый светофор загорелся в январе 1930 года на углу Нев-ского и Литейного проспектов в Ленинграде, а в декабре того же года – на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Третьим городом, где появился светофор, был Ростов-на-Дону.

А Набережные Челны, между прочим, проектировались как город без светофоров. Предполагалось, что по широким проспектам с многочисленными дорожными развязками автомобили будут ездить беспрепятственно, не сталкиваясь с пешеходами, для которых предназначались подземные переходы. Думали, что так будет, по крайней мере, 30-50 лет. Увы! Автомобилей стало слишком много, новые улицы оказались без подземных переходов, и Челны сталкиваются с теми же проблемами, что и все большие города. И, как считает Мунавир Салихов, светофор в нынешнем его виде никак не помогает их решать.

Успею или не успею? – вот в чем вопрос

Все мы знаем, что красный сигнал светофора говорит «нельзя», а зеленый – «можно». С увеличением потока транспорта появилась необходимость желтого сигнала, который говорит «внимание». По мнению рационализатора, с ускорением темпа жизни информации «да», «нет», «внимание» уже недостаточно. Появился немаловажный вопрос «когда?». Светофор ответил мигающим красным и зеленым сигналом, но делал это слишком поздно, что приводило к гирляндам ДТП и черным тормозным следам на дорогах. Вопрос «успею – не успею?» оставался, и светофор не давал на него полного ответа.

Тут еще водители стали обвинять пешеходов, что те не успевают перебежать дорогу. На это светофор ответил установкой таймеров. А сегодня «пешеходные часы» развернули к автомобилям. Но скорость и поток машин многократно выросли. Водитель не может заранее принять решение, тормозить ему или быстрее переехать перекресток, потому что таймер маленький и его на расстоянии не видно. Поэтому, по мнению Мунавира Салихова, нужен светофор, который бы показывал Время.

Внимание
на табло!

«В 1970-е годы я окончил строительный техникум, получил специальность техника-механика по обслуживанию автомобилей. Меня предложили на должность ИТР на одном автотранспортном предприятии, но, прежде чем руководить, я решил попробовать, что значит быть водителем и заниматься грузоперевозкой. Эта затея начальству не понравилось, и в отместку меня посадили за руль панелевоза. Тогда я понял, что значит время и светофоры. И начал мысленно переделывать светофор», – рассказывает Мунавир Салихов.

Потом он сделал и рабочую модель своего изобретения, которую показал друзьям. А они подумали, что это устройство для цветомузыки. Только одна девушка, между прочим, музыкальный работник, сказала: «Какая это цветомузыка, она же работает, как светофор!» Изобретение Мунавира Салихова представляет собой вертикально вытянутое табло, на котором поэтапно загораются те же красный, желтый и зеленый цвета. Но они поэтапно уменьшаются и видно, сколько времени осталось до перехода на другой цвет.

Светофор-табло можно «присоединить» к обычному светофору

 

– Когда спешишь, время сокращается. И кажется, что красный свет горит дольше. Мы видим светофор, но режим его трудно уловить. Мой светофор – это переход на другую систему, которую я называю «Видеть время», – говорит изобретатель. – Такой светофор-табло можно сделать какой угодно длины, чтобы его, например, можно было видеть издалека. Такое табло можно «присоседить» и к обычному светофору. Габариты могут зависеть от ширины дороги, количества полос, интенсивности движения. Можно сделать «палку» такой высоты, что увидишь за 300 метров до перекрестка. Это особенно важно на больших и загруженных перекрестках или на дорогах, где ездят многотонные грузовики, резко тормозить которым нежелательно.

Мунавир Салихов считает, что светофор такого типа бережет нервы, потому что не надо думать: проскочу – не проскочу, успею – не успею. Не будет болеть голова о выборе оптимальной скорости движения. А если не приходится резко тормозить, то удается сберечь и топливо, и резину. При использовании светодиодов, конденсаторов, аккумуляторов, солнечных батарей светофор может работать и без подключения к электричеству.

Еще в 1988 году Мунавир Салихов проверил свое изобретение на патентную чистоту, то есть на мировую новизну. Ничего подобного не нашел. Но оформлением документов на получение патента изобретатель заниматься не хочет. «Дарю идею! Кто хочет, пусть оформляет как свое», – говорит он. Главная его мечта – чтобы такой светофор появился на реальном перекрестке.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*