ЕЛЕНА СОРОЧАЙКИНА: «Я НЕ ВОЛШЕБНИК. Я ТОЛЬКО УЧУСЬ…»

Документ Без Имени

Сначала в драмтеатре «Мастеровые» появился тонкий аромат ее духов, затем в фойе тетра вошла сама Елена Сорочайкина.

«Главный критик для себя – это я сама, так как огрехов знаю
больше, чем это могут увидеть другие»

 

– Мы обе пришли вовремя, – она улыбнулась и поправила выбившуюся прядь волос.

Главный художник рус-ского драматического театра «Мастеровые» Елена Сорочайкина не привыкла опаздывать. Оформление внутреннего интерьера театра, фасада, подготовка декораций и костюмов к спектаклю, разработка дизайна сайта «Мастеровых», а также множества буклетов – далеко не все, чем занимается Елена Анатольевна. Как сделать театр профессиональным, а главное – любимым? – остается главным вопросом, который мучает сценографа «Мастеровых»…

Не хватало самовыражения

– С чего все начиналось, Елена Анатольевна?

– Я закончила художественно-графический факультет Чебоксарского пединститута и по распределению в 1984 году попала в Набережные Челны. Три года работы в средней школе дали понять, что нужно что-то большее. Не хватало выражения себя… Как все инженеры и учителя того «застойного времени», я пошла в театральное движение. И так как я была учителем рисования, то, разумеется, стала оформлять декорации. Тогда по молодости, по глупости доминировал мотив моих стараний: не могу же я выйти на сцену в плохом костюме посреди неинтересных декораций. Сейчас, слава богу, меня интересует СПЕКТАКЛЬ нашего театра, а не Я в нем.

– Вы в театре «Мастеровые» уже 24 года…

– Были и перерывы. Было время, когда в театре ничего не происходило. Все было размеренно. Не представлялись пути дальнейшего развития, и я ушла. Занималась оформлением больших праздников. Для меня это тоже было открытием. Думаю, что участие в этом мне дало особую закалку: не бояться масштабного, глобального… Но я снова вернулась в «Мастеровые».

«Я надеюсь,
мы прорастем»

– А что вызывает больший интерес: работа в театре или все же оформление таких грандиозных торжеств?

– Театр, все же театр остается на первом месте. Потому что праздник – это один день. А спектакль – это годы. Вообще, эстрада и театр – это разные вещи. Маленькая сцена занимает в 50 раз больше сил и времени, чем эстрада. Это глубже. Чем больше хорошего ты вкладываешь, тем больше в тебе остается.

Елена Сорочайкина долго билась за свой проект
оформления фасада театра

 

– Когда вы вернулись в театр и почему?

– Когда «Мастеровым» только выделили новое здание «Интерклуба», намечался грандиозный ремонт. Деньги уже были выделены. И стало как-то боязно, что люди со стороны сделают это формально. И я вызвалась быть независимым консультантом. Во время ремонта к нам приехал художественный руководитель Валентин Ярюхин и после того, как он поддержал идею с деревом на фасаде, а глава города Ильдар Халиков утвердил проект, мне ничего не оставалось, как засучить рукава и приниматься за работу. Мы использовали все деньги, выделенные на ремонт, до последней копейки. Понимание того, что ты участвуешь в чем-то хорошем, тем более делаешь это для себя, строишь свой дом, стимулирует.

– Вы приложили руку и к оформлению не только внутреннего интерьера здания, но и к фасаду. Откуда появилась идея с деревом?

– Дерево – это вся сила и мощь людей, которые создавали этот театр, сохранили, несмотря на равнодушие прежних руководителей города. Всем помнится советский мультик «Чудо», где дети бегут через весь город, чтобы увидеть, как сквозь асфальт пробивается росток. И здесь также. Это дерево – воплощение кровеносной системы, пронизывающей и согревающей холодный бетон… Архитекторы, конечно, продвигали свой проект оформления фасада. Маски – грустная и веселая. Для людей, не знающих театр, это что-то общее, но я знаю, что у театра есть своя история: мы хотели прорасти… И думаю, что дерево – это «аванс» на будущее. Надеюсь, мы прорастем.

«Главное – образ, а не капризы актеров»

– Скажите, а как вы создаете декорации, и какую роль играет оформление в восприятии спектакля?

– Первое прочтение очень важно. Когда впервые читаешь сценарий, в голове рождается настоящее кино: образы, звуки. Я записываю все. Во время второго прочтения стараешься глубже рассмотреть причины именно этого пути, выстраиваешь ассоциативный ряд. Пытаешься раскрыть новые линии, по которым может пройти действие. А дальше со своими фантазиями ты идешь к режиссеру, который может принять или не принять твои идеи. Но главное – выйти на один путь, на один язык, стиль, двигаться в одном направлении, так как задача и цель одна – спектакль.

– Немаловажную роль в спектакле играют и костюмы. Учитываете ли вы характер героев, характер самих актеров?

– Да, разумеется, учитываю, так как перед тобой конкретные люди. Здесь важно совмещение образа и актера, костюмов, декораций. Иногда капризничают. Раньше я расстраивалась, видя их обиды. Потом привыкла. Поняла, что образ есть образ. И целое важнее частностей. Это как правило, как закон. Образ не должен страдать.

И в оформлении программок спектаклей
заметна творческая рука художницы

 

– Каким вы видите театр «Мастеровые» в будущем?

– Мы только встали на ноги, только начали расти. Моя мечта, чтобы театр стал любимым местом горожан, чтобы лишние билеты спрашивали еще в переходе, чтобы премьеры ждали с нетерпением. А самая главная мечта – это профессиональная сцена с «карманами», колосниками, штакетами, лифтами и поворотными кругами.

 

НАША СПРАВКА

Елена Сорочайкина уже несколько лет работает в качестве главного художника многих республиканских праздников:

  • открытие международного конноспортивного комплекса «Казань»;
  • ежегодные праздники тружеников сельского хозяйства и продовольствия;
  • главная елка Республики Татарстан (с 2005 г.);
  • президентский прием, посвященный празднованию Дня Победы и Международного дня 8 Марта;
  • 1000-летие Казани и Елабуги;
  • всероссийский конкурс «Студенческая весна-2005» (г. Пермь).

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

Один Комментарий

  1. Лена, здравствуй! Пишет тебе Люда Захарова. Помнишь т. Зою, Надю, Самарканд? Прочитала о тебе статью и очень за тебя порадовалась. Ты умничка и сколько я помню, ты в детстве еще хорошо рисовала. Лена подробности напишу потом, ответь мне и передовай привет Наташе.Все. Пока. Целую. Люда.

Оставить комментарий к Захарова Людмила Борисовна Отменить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*