В Набережных Челнах уже три года работает отделение Меджлиса татарских мурз. Эта общественная организация, объединяющая татар – «белую кость», была организована в республике в 2003 году. На сегодня ее членами являются 11 челнинцев. |
||
Зри в корень
|
||
|
||
Первое общество, объединяющее мурз, появилось в Уфе в 1994 году. Туда входили башкиры, татары, крымские татары, документально доказавшие свое происхождение. В 2003 году состоялся съезд в Казани, где был организован Меджлис татарских мурз РТ. Членами этих организаций сейчас являются более 700 человек. Все они – ассоциированные члены Российского дворянского союза. «Мы до конца еще не понимаем, что из нашего движения может получиться. Но в любом случае будет что-то хорошее, поскольку возобновляется слой, который был уничтожен как класс. Мы благодарны, что нашим отделением в Набережных Челнах руководит потомок крымских мурз Алишер Эдилерский», – отметил Рафаэль Адутов. Искать свои корни нелегко. После покорения Иваном Грозным Казани мурз, если они не соглашались сменить свою веру, лишали звания, отнимали имущество, ссылали в деревни. Из них получались крестьяне или, как их называли, лапотные дворяне. Многие, не захотевшие покориться, подались в Башкирию и осели там. Послабление пришло только во времена правления Екатерины II. Некоторым мурзам возвратили поместья и восстановили дворянство. Из крещеных третья часть вновь вернулась к исламу. Стала подниматься культура, началось развитие татарского купечества. «Это послабление было неким условием, чтобы появились национальная элита и механизм саморегуляции народа. Возникает аристократия, а из ее недр – образованные люди, в какой-то степени – просветители. Они, между прочим, тоже служили России», – рассказывают мои собеседники, прекрасно изучившие историю. Кого называли татарами? Трудность поиска своих корней заключается еще в том, что до революции татарами называли азербайджанцев, узбеков, казахов, в общем, тюркские народы. Этнограф Дамир Исхаков в своей книге про происхождение татар пишет, что татарами местное население начало называть себя только после переписи 1926 года. «Тогда был общий язык «тюрки» – латинский язык тюркских народов. Он был уничтожен в 30-40-е годы. И тогда единый народ, объединенный историей, культурой, литературой, общим происхождением, стал распадаться. Таким образом, из одного тюрко-татарского народа произошло много народов. Это была продуманная политика по типу «Разделяй и властвуй»», – рассказывает Рафаэль Адутов.
|
||
|
||
Это были старики, женщины и дети, потому что все мужчины были на фронте, – делится мурза Алишер Эдилерский. – Дедушку немцы расстреляли как партизана. У моей матери было два брата. Один погиб под Москвой, был политруком, другой сложил голову уже на территории Венгрии в 1944 году. Мужья сестер матери тоже погибли в бою. Из нашей семьи война унесла пятерых. Спрашивается, это было нормальное явление – выслать нашу семью как врагов народа? Всех выселенных татар поставили на учет в спецкомендатуру, где надо было отмечаться. Все это продолжалось вплоть до 1956 года». Булгар номер один Рафаат Ярлыгаев убежден, что он из рода булгар. Через суд он добился, чтобы в его паспорте в графе «национальность» написали: «булгар». Таким образом, он стал булгаром №1. Свой род он ведет по Ерзиным, прадеду по материнской линии. Они из купеческого рода, владели кожевенным и меховым производствами. Кожа, выделываемая ими, называлась булгари и славилась не только в России, но и в Европе, и Азии.
|
||
|
||
Государства рушатся, а род остается Много интересного о своем роде Рафаэль Адутов узнал, прочитав монографию профессора Ахметзянова. Описывая Адутовых, он ссылался на документ столетней давности. Потом, в переписи 1834 года, увидел фамилию другого Адутова, который был записан в 14-й класс. По тем временам он был мелким дворянином. Далее нашелся след его прадеда, который был начальником Башкирского кантона – туда входила вся западная часть Свердловской области, половина Пермского края, половина Башкирии, вся восточная Удмуртия. Это был Адутов в восьмом поколении от нынешних потомков. Кстати, научная специализация профессора Асфандиярова из Башкирского университета базируется на истории Адутовых. «От него мы получили гору материалов. Мои комментарии по истории нашего рода заняли 170 страниц, их я и отправил в геральдический совет Меджлиса татарских мурз. Там документы изучают с микроскопом в руках. Только после этого мне дали удостоверение мурзы», – делится Рафаэль Адутов. Он составил генеалогическое древо своего рода, которое насчитывает более 830 человек 24 поколений, охватывающее более 500 лет. Каким-то образом сохранился и герб рода, на котором изображен волк. Сколько ему веков, никто не знает. Адутовы активно изучают свою историю. Создали общественную организацию «Хамза» по названию герба своего рода. Даже готовят научно-практическую конференцию, которая должна состояться в июле следующего года. На нее соберутся представители династии не только из России, но из США, Германии, Турции, Японии, всего около 200 человек. Создано интернет-сообщество Тайсиных, которые тоже относятся к роду Адутовых. Один из Тайсиных – Исмаил – является основателем горного института в Санкт-Петербурге. «Меняются правительства, рушатся государства, а род остается. Это наша биография. Нам всем интересно заниматься своей историей», – сказал мурза Рафаэль Адутов. |
08.09.2008 в 12:09
А где находится отделение
22.02.2011 в 19:37
ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ОРДЫ
Выступление (доклад) независимого татарского историка Еникеева Г.Р. на Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мурзы и дворяне: история и современность», г. Казань,
23.02.2011 в 22:00
Забыл указать: доклад Г.Р.Еникеева опубликована здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2
Там же главы из книг и другие статьи этого незаурядного историка-исследователя и отзывы и рецензии на его книги.
17.10.2016 в 23:31
Здравствуйте моя девичья фамилия Ярлыгаева мой папа Габит рожден в селе А рэш