МУРЗА ОЗНАЧАЕТ КНЯЗЬ

Документ Без Имени

В Набережных Челнах уже три года работает отделение Меджлиса татарских мурз. Эта общественная организация, объединяющая татар – «белую кость», была организована в республике в 2003 году. На сегодня ее членами являются 11 челнинцев.
Зри в корень

Мы сидим в рабочем кабинете юриста, а по совместительству и руководителя отделения, мурзы Алишера Эдилерского. Сегодня здесь проходит собрание, хотя на нем присутствуют всего три человека. Кроме Алишера Джеляловича, обсудить текущие дела пришли мурзы Рафаэль Адутов и Рафаат Ярлыгаев. Я смотрю на них, как на героических личностей. В нашей писаной и переписанной истории им удалось отыскать свои корни, в буквальном смысле до седьмого колена, и документально подтвердить свое благородное происхождение. Все они получили свидетельство о дворянском достоинстве.

Вот одно из них, где написано: «На основании документов государственного исторического архива, архива древних актов, губернских архивов и боярских книг, комиссия герольдии Меджлиса татарских мурз удостоверяет: Ярлыгаев Рафаат Хамзеевич из рода Ерзиных владеет наслед-ственным правом на дворянское звание». Этот документ, конечно же, не дает никаких льгот и привилегий, но позволяет гордиться своим происхождением и делами своих предков.

Мурза Алишер Эдилерский

 

Первое общество, объединяющее мурз, появилось в Уфе в 1994 году. Туда входили башкиры, татары, крымские татары, документально доказавшие свое происхождение. В 2003 году состоялся съезд в Казани, где был организован Меджлис татарских мурз РТ. Членами этих организаций сейчас являются более 700 человек. Все они – ассоциированные члены Российского дворянского союза.

«Мы до конца еще не понимаем, что из нашего движения может получиться. Но в любом случае будет что-то хорошее, поскольку возобновляется слой, который был уничтожен как класс. Мы благодарны, что нашим отделением в Набережных Челнах руководит потомок крымских мурз Алишер Эдилерский», – отметил Рафаэль Адутов.

Искать свои корни нелегко. После покорения Иваном Грозным Казани мурз, если они не соглашались сменить свою веру, лишали звания, отнимали имущество, ссылали в деревни. Из них получались крестьяне или, как их называли, лапотные дворяне. Многие, не захотевшие покориться, подались в Башкирию и осели там.

Послабление пришло только во времена правления Екатерины II. Некоторым мурзам возвратили поместья и восстановили дворянство. Из крещеных третья часть вновь вернулась к исламу. Стала подниматься культура, началось развитие татарского купечества. «Это послабление было неким условием, чтобы появились национальная элита и механизм саморегуляции народа. Возникает аристократия, а из ее недр – образованные люди, в какой-то степени – просветители. Они, между прочим, тоже служили России», – рассказывают мои собеседники, прекрасно изучившие историю.

Кого называли татарами?

Трудность поиска своих корней заключается еще в том, что до революции татарами называли азербайджанцев, узбеков, казахов, в общем, тюркские народы. Этнограф Дамир Исхаков в своей книге про происхождение татар пишет, что татарами местное население начало называть себя только после переписи 1926 года. «Тогда был общий язык «тюрки» – латинский язык тюркских народов. Он был уничтожен в 30-40-е годы. И тогда единый народ, объединенный историей, культурой, литературой, общим происхождением, стал распадаться. Таким образом, из одного тюрко-татарского народа произошло много народов. Это была продуманная политика по типу «Разделяй и властвуй»», – рассказывает Рафаэль Адутов.

 

В генеалогическом древе Адутовых более 830 имен

Драматический след в истории мурз оставил и советский период истории России. Об этом свидетельствуют биографии предков моих собеседников. Алишер Эдилерский отыскал документ, где упоминается его предок Едилерский, когда Крым называли еще Таврией. Тогда у мурз фамилии заканчивались на «ский». В 1784 году Крым был добровольно присоединен к России, и носители таких фамилий стали российскими дворянами. В 20-е годы, во время перехода с латиницы на кириллицу, Едилерских переписали в Эдилерские.

Отца Алишера Джеляловича за то, что был мурзой, репрессировали в 1929 году. Как классового врага, выслали в Свердловскую область. Перед войной он сумел перебраться в Узбекистан. Семью матери Алишера из Крыма выслали в мае 1944 года.

– Это была массовая высылка, настоящая этническая чистка. Были вывезены 290 тысяч человек – татары, болгары, греки, поляки, чехи, армяне. Доехали до места только 155 тысяч, остальные умерли в пути, не выдержав тягот.

 

Это были старики, женщины и дети, потому что все мужчины были на фронте, – делится мурза Алишер Эдилерский. – Дедушку немцы расстреляли как партизана. У моей матери было два брата. Один погиб под Москвой, был политруком, другой сложил голову уже на территории Венгрии в 1944 году. Мужья сестер матери тоже погибли в бою. Из нашей семьи война унесла пятерых. Спрашивается, это было нормальное явление – выслать нашу семью как врагов народа? Всех выселенных татар поставили на учет в спецкомендатуру, где надо было отмечаться. Все это продолжалось вплоть до 1956 года».

Булгар номер один

Рафаат Ярлыгаев убежден, что он из рода булгар. Через суд он добился, чтобы в его паспорте в графе «национальность» написали: «булгар». Таким образом, он стал булгаром №1. Свой род он ведет по Ерзиным, прадеду по материнской линии. Они из купеческого рода, владели кожевенным и меховым производствами. Кожа, выделываемая ими, называлась булгари и славилась не только в России, но и в Европе, и Азии.

 

Один из его предков, Салих Юсупович Ерзин, в 1904 году внес основной вклад в строительство Московской соборной мечети. Сейчас это главная мечеть России.

После революции значительная часть Ерзиных уехала в Америку. «Об этом я узнал от доктора исторических наук Абрара Каримуллина. Он показывал фотографии моих родственников, проживающих в США. Дед по маминой линии погиб в гражданскую войну. Бабушка с мамой в 1921 году выехали в Узбекистан к брату деда – он был представителем Санкт-Петербургского банка «Надежда». О дворянском происхождении, само собой, говорить боялись. Когда началось хрущевское потепление, в середине 50-х, бабушка начала рассказывать о наших корнях. Она говорила не мурза, а князь. Тогда я узнал, что мой прадед построил Московскую соборную мечеть. Я испытываю гордость за своих предков», – говорит мурза Рафаат Ярлыгаев.

Пострадал и его род по отцу. Спасаясь от насильственного крещения, 200 лет назад Ярлыгаевы уехали в Казахстан. Несмотря на это, они сохранили язык, культуру, традиции татарского народа.

Бабушка и тетя Рафаата Ярлыгаева (фото 1914 года)

 

Государства рушатся, а род остается

Много интересного о своем роде Рафаэль Адутов узнал, прочитав монографию профессора Ахметзянова. Описывая Адутовых, он ссылался на документ столетней давности. Потом, в переписи 1834 года, увидел фамилию другого Адутова, который был записан в 14-й класс. По тем временам он был мелким дворянином. Далее нашелся след его прадеда, который был начальником Башкирского кантона – туда входила вся западная часть Свердловской области, половина Пермского края, половина Башкирии, вся восточная Удмуртия. Это был Адутов в восьмом поколении от нынешних потомков.

Кстати, научная специализация профессора Асфандиярова из Башкирского университета базируется на истории Адутовых. «От него мы получили гору материалов. Мои комментарии по истории нашего рода заняли 170 страниц, их я и отправил в геральдический совет Меджлиса татарских мурз. Там документы изучают с микроскопом в руках. Только после этого мне дали удостоверение мурзы», – делится Рафаэль Адутов.

Он составил генеалогическое древо своего рода, которое насчитывает более 830 человек 24 поколений, охватывающее более 500 лет. Каким-то образом сохранился и герб рода, на котором изображен волк. Сколько ему веков, никто не знает. Адутовы активно изучают свою историю. Создали общественную организацию «Хамза» по названию герба своего рода. Даже готовят научно-практическую конференцию, которая должна состояться в июле следующего года. На нее соберутся представители династии не только из России, но из США, Германии, Турции, Японии, всего около 200 человек.

Создано интернет-сообщество Тайсиных, которые тоже относятся к роду Адутовых. Один из Тайсиных – Исмаил – является основателем горного института в Санкт-Петербурге. «Меняются правительства, рушатся государства, а род остается. Это наша биография. Нам всем интересно заниматься своей историей», – сказал мурза Рафаэль Адутов.

Подписаться на RSS комментариев к этой записи

4 Комментария

  1. А где находится отделение

  2. ХРАНИТЕЛИ НАСЛЕДИЯ ТАТАРСКОЙ ОРДЫ

    Выступление (доклад) независимого татарского историка Еникеева Г.Р. на Всероссийской научно-практической конференции «Татарские мурзы и дворяне: история и современность», г. Казань,

  3. Забыл указать: доклад Г.Р.Еникеева опубликована здесь: http://tartareurasia.ucoz.com/publ/starye_stati_gali_enikeeva/2

    Там же главы из книг и другие статьи этого незаурядного историка-исследователя и отзывы и рецензии на его книги.

    • Здравствуйте моя девичья фамилия Ярлыгаева мой папа Габит рожден в селе А рэш

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*