ЗИНАИДА КИРИЕНКО: «МНЕ ОТДЫХАТЬ НЕКОГДА»

Документ Без Имени

Недавно свой юбилей отметила народная артистка России Зинаида Кириенко, известная по своим замечательным ролям в «Тихом Доне» Сергея Герасимова и «Судьбе» Евгения Матвеева. О том, как живется сейчас любимой многими зрителями актрисе, узнал корреспондент «Недели» Сергей Кочнев.
– Зинаида Михайловна, приглашают ли вас сейчас в кино?

– Нет. Я занимаюсь другим делом. Хотя, конечно, хотелось бы получить хорошую, интересную роль, но пока такого удовольствия нет. (Смеется).

– Вы сосредоточились, если не ошибаюсь, на музыкальной деятельности? Я слышал, как вы поете – просто замечательно!

– Я много работаю на фестивалях, концертах, в антрепризах, а недавно вошла и в состав опереточного спектакля «Фиалка Монмартра», где играю мадам Арно. С этой постановкой мы недавно побывали в Латвии, где нас очень тепло принимали в местном оперном театре, который среди европейских театров занимает весьма высокое положение. Отдыхать некогда!

– Это был ваш дебют в оперетте?

– Нет, поскольку я много играла в музыкальных спектаклях в театре киноактера, когда он еще существовал. Вообще, сейчас у меня большой репертуар: я выступаю с сольными концертами, с творческими вечерами, участвую в концертных программах.

«У меня есть работа и полный контакт со зрителями»

 

К примеру, недавно состоялся юбилейный вечер композитора Александра Морозова, который он специально сделал с поющими артистами театра и кино, и этот шикарный концерт вскоре пройдет в Москве на бис.

Мне это интересно, к тому же Морозов и Поперечный написали для меня песни, которые я теперь исполняю на своих вечерах. Но все-таки я актриса, и меня больше знают по работам в кино. Поэтому есть что исполнить для зрителей, я вижу, что это доставляет людям удовольствие, и хочется, чтобы это продолжалось до конца дней моих.

– Немногим зрителям известно, что вас не снимали в кино в золотые для этого искусства 60-е и начале 70-х из-за одного чиновника и, по сути, вас вернул в кино Евгений Матвеев…

– Можно и так сказать. Еще до «Любви земной» Матвеев начинал снимать фильм «Почтовый роман», и я получила телеграмму с приглашением на кинопробы. Я обрадовалась, но был один маленький вопрос – я ждала второго сына, но на пробы поехала. Они прошли удачно, никто не подал виду по поводу моего интересного положения, и я подумала: «Слава богу, не заметили». Но потом, когда Евгений Матвеев меня провожал, он вдруг сказал: «Эх, Зина, что же ты наделала! Неужели ты думала, что мы ЭТО не увидели?» и спросил, когда мне рожать. Я ответила, что через два месяца, и пообещала ему, что сразу же выйду на работу.

 

«Тихий Дон», «Судьба человека» и другие фильмы достойны называться классикой»

Но в плане работы Евгений Семенович был достаточно крутой человек и ждать не стал. Вот такая была наша первая проба с Матвеевым. А потом уже он пригласил меня в «Любовь земную» и «Судьбу», при этом сказал, что сам играть не собирается и ищет актера на роль Захара. Он говорил, что уже играл Нагульнова, и эта роль очень сильно будет перекликаться с Захаром. А мне, поскольку я играла Наталью в «Тихом Доне» и это, по его мнению, будет перекликаться с Ефросиньей, предложил небольшую роль, которую впоследствии сыграла Скобцева. Я согласилась, поскольку тогда у меня был большой период «бескартинья», но было очень обидно.

 

Ведь я окончила институт с главными ролями в «Судьбе человека», «Тихом Доне», «Поэме о море», «Сороке-воровке». Затем Матвеев позвонил и сказал, что не нашел актера на роль Захара и будет играть его сам, а я – Ефросинью. Мне эта роль пришлась по душе, потому что это была русская женщина, на судьбу которой, как и на судьбу Натальи из «Тихого Дона», выпало немало страданий. А чем больше роль заставляет тебя переживать, тем она интереснее, тем больше зрительская отдача. А это очень важно! Мы же работаем для зрителя, и если он не глубоко прочувствовал, это был выстрел мимо.

– Раз уже вы упомянули герасимовский «Тихий Дон», то невозможно пройти мимо темы нового «Тихого Дона», снятого Бондарчуком. Что можете сказать по поводу этой картины?

– Не могу сказать, что это был новый «Тихий Дон». Это была просто экранизация романа, и очень жаль, что к ней приставили Сергея Федоровича. В этом фильме есть только одно положительное свойство: хорошо то, что его показали, и зрители смогли оценить по-настоящему наш «Тихий Дон» 1958 года! Именно зрители, а не критики! И не было среди них никого, кто не понял бы, что есть искусство и нечто, отдаленное от него.

– Глядя на нынешних российских актрис, какие чувства испытываете? Есть среди них те, кто способен показать русский характер в нашем кино, или дело не в них?

– Конечно, в этой бесконечной «мясорубке» мы что-то теряем. А эти сериалы… В них играют иногда чудные девочки, но они поставлены в жуткие условия смешения жанров и тем, и ты не успеваешь глубоко проникнуться, понять, что хотел сказать автор.

Конечно, все должно встать на нормальные рельсы и кино будут снимать не только те, у кого есть деньги, но и те, кто имеет право на то, чтобы снимать. Не должно быть бесконечного мелькания, не оставляющего следа!

 

«Я выступаю с сольными концертами,
с творческими вечерами, участвую в концертных программах»

 

В прошлом году показывали сериал «Татьянин день», где играли две хорошие девочки-актрисы. И хотя он подавался как «развлекаловка», чтобы занять домохозяек, эти девушки показали, что на многое способны. А требования-то, наверное, были другие… И с моими неприглашениями в кино, видимо, такая же история: работать со мной режиссерам кажется сложно, и если они хотят видеть страдания, то не до слез, а если уж веселиться, то на полную катушку. А вкусно это или нет, уже неважно.

Хотя и раньше были плохие фильмы, но я хочу сказать о классике нашего кино, потому что каждый жанр искусства имеет свое классическое воплощение, то есть лучшее из лучших. Поэтому «Тихий Дон», «Судьба человека» и другие фильмы достойны называться классикой, а «Тихий Дон» вообще выразителен своими кинематографическими средства-ми! Это не только драматургия, которую экранизировали, там присутствует подлинность, это хрестоматия жизни на Дону в тот период. Она выражена и в речи, и в стати, и в манере, а это все составляет художественный образ.

К сожалению, в наше время подхватывают не самые лучшие стороны жизни и тиражируют их. Вы посмотрите – на экране одни бандиты и «опера». Да, детектив – это жанр, который приковывает внимание, но и он надоест, как мне кажется. Там же нет глубины. А в настоящем искусстве надо разбирать психологию людей, почему они поступают так, а не иначе, показать причину и следствие. Должна быть мотивация, а не просто отражение события и исполнение функции перед кинокамерой! Это и есть предмет искусства. Но сейчас, видимо, время, когда надо веселить, хотя смотреть на этих юмористов уже невозможно!

– Своих детей вы хотели бы видеть актерами?

– Человек сам должен решить: если хочешь, тогда жертвуй своей жизнью, терпи лишения, будь вечно как на выданье – в ожидании приглашений. Для женщин-то это может быть естественно, но мужчинам в этом плане сложно. Конечно, актеру всегда мало того, что он сделал – хочется всегда чего-то большего. Но меня утешает одно: у меня есть работа и полный контакт со зрителями, тьфу-тьфу.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*