ЛЕОНИД КРАВЧЕНКО: «ДАЖЕ РЯЗАНОВУ БРЮКИ ГЛАДИЛ»

Документ Без Имени

Стартовал новый телесезон. Каналы запускают новые программы и сериалы, но в то же время закрывают казалось бы рейтинговые передачи. Леонид Кравченко – один из самых старейших профессионалов страны в области телевидения, возглавлявший ЦТ в эпоху Михаила Горбачева, в интервью «Неделе» дал оценку современному ТВ.

«Развлекаловка» не была задачей №1»

– Леонид Петрович, вас как профессионала зацепили какие-то телепроекты последнего времени?

– Я всегда нахожусь в ожидании, что будет что-то неожиданное, новое, интересное. Те, кто управляет телевидением, создает новые формы, что сейчас наблюдается крайне редко, должны понимать, что любой застой опасен. Реальным открытием стали состязания знаменитостей на льду, в «Минуте славы» я заметил большой рост участников действа, и, конечно, обратил на себя внимание сочинский телеконкурс. Он, несомненно, удался, поскольку там были представлены прекрасные молодые голоса из ряда бывших союзных республик.

– Как вы оцениваете главные каналы России?

– Я не удовлетворен состоянием нынешнего ТВ. На большинстве каналов за последние 10 лет произошли серьезные изменения, связанные с резкой коммерциализацией. В свое время, создавая новые циклы программ, мы открывали и новые формы. К примеру, телемосты.

Леонид Кравченко: «Бесконечные аварии,
катастрофы, землетрясения… Не остается
времени для показа того, чем живет страна»

. Тогда не было лучшего способа использовать технические возможности ТВ, его магнетические, природные свойства. В прямом эфире общались люди, разделяемые огромными расстояниями, участвовали в острейших дискуссиях на политические и бытовые темы! Эта «перекличка» создавала особую атмосферу, Мы понимали, что хоть мы и озабочены абсолютно разными вещами, но нас многое сближает, независимо от политических взглядов и представлений. И каждый раз на протяжении нескольких лет любой телемост становился сенсационным открытием.

– Потом были «Взгляд», «До и после полуночи», «12-й этаж», «Играй, гармонь!»

– Да, кстати, программа «Играй, гармонь!», которая до сих пор жива, тогда всколыхнула столько людей, что в стране возник дефицит гармоней! И построили фабрики, чтобы выпускать их! В программе было много простых лиц, лиц от народа, озаренных таким богатым внутренним миром и верностью музыке! Когда мы решили сделать программу «Время» с сурдопереводом на втором канале, многие решили, что я сошел с ума. Но тогда мы провели исследование и выяснили, что глухонемых людей в стране 16,5 миллионов, а это с точки зрения телеаудитории целое государство.

У нас существовала служба социсследований, которая определяла, что интересно зрителю, а что нет. Но «развлекаловка» не была задачей номер один, боже упаси! Потому что телеэфир должен быть ответственным перед гражданским обществом, и главная задача СМИ – видеть, чувствовать социальные болячки, помогать людям, защищать их, вести журналистские расследования. А сегодня стало очень много юмора ниже пояса. На эстраде возникли кланы, которые стали контролировать музыкальную политику. Они даже воюют между собой! Но отдавать им право РЕШАТЬ ни в коем случае нельзя.

«Я сам много натерпелся»

– В чем, по-вашему, реальная причина исчезновения программы Соловьева «Воскресный вечер»?

– Это признак того, что усиливается контроль. «Воскресный вечер» был из тех редких программ, куда приглашались люди с разными воззрениями, они ярко и интересно обсуждали проблемы дня. Я сожалею о ее закрытии, как и о программах Шустера, Сорокиной. Это говорит о том, что контроль со стороны государства не только есть, но и очень эффективно осуществляется. Я сам много натерпелся подобного, но вы представьте, что будет, если телевидение вдруг останется бесконтрольным! Его надо контролировать, но и не забывать поощрять!

– «Времена» тоже закрыли из-за этого?

– «Времена» также позволяли выслушивать неприятные для властьпредержащих мнения, но Познер грамотно управлял всем. Хотя у него были симпатии и антипатии, в конце программы он делал выводы, которые не вызывали беспокойства. Познер сказал, что устал делать эту программу, но меня все равно беспокоит сокращение до минимума публицистики.

Великий инквизитор господин Рейтинг

– Инициатором крупнейших развлекательных телепроектов на нашем ТВ является гендиректор Первого канала Константин Эрнст, а на информационном пространстве хорошо работает руководитель канала «Россия» Олег Добродеев. Что вы можете о них сказать?

 

«Реальным открытием для меня стали состязания знаменитостей на льду»

 

– Они выросли на том самом телевидении, которым мне посчастливилось управлять. Добродеев сформировался как хороший политический комментатор еще во «Времени», на ниве динамичной и оперативной работы. Но сейчас ему иногда не хватает чисто организаторских способностей для того, чтобы создавать яркие, неожиданные формы новых проектов. В целом же это очень профессиональный руководитель. Эрнст пришел из режиссуры, вырос как менеджер, хорошо вписался в современную жизнь, где важнейшей целью стало предпринимательство. Он очень способный продюсер фильмов и талантливо занимается коммерцией.

Крен произошел на обоих каналах. На Первом много интересных передач, но когда мы говорим о программной политике, надо признать, что сегодня «прайм-тайм» занят «развлекаловкой» и фильмами, в которых льется немало крови, много эротики, даже мата, чем озаботились не только зрители, но и руководство страны. А важные программы ушли в ночное или дневное время. В общем, телесетка создается не на основе научных исследований, а господином Рейтингом – неодушевленным великим инквизитором. Оба руководителя оправдываются тем, что надо зарабатывать, а это только вызывает досаду и протест у многих телезрителей.

– Леонид Петрович, а что на данный момент мы имеем в новостях главных каналов: пропаганду, как утверждает Евгений Киселев, или официоз, как считает Михаил Леонтьев?

– И то, и другое – правда. Информационные выпуски на госканалах, безусловно, всегда пропагандистские. Есть такая штука, как монтаж выпуска. После того, как Грузия напала на Южную Осетию, какими же могут быть информационные выпуски? Конечно, пропагандистскими! Тем более если учесть, в какую мировую информационную блокаду мы попали со своей правдой.

От пропаганды не уйдешь, но есть другой вопрос: как гармонично построить выпуск? А то у нас сейчас показывают бесконечные аварии, катастрофы, землетрясения, пожары у нас и за рубежом! Не остается времени для показа того, чем живет страна, а ведь она трудится, и в ней живут замечательные, одаренные, талантливые люди.

«Гладил брюки Рязанову»

– Не менее больной вопрос – кадровый. Поиск ведущих программ сегодня упирается почему-то именно в «звезд». Телеперсонами становятся киноактеры и спортсмены. В этом сезоне их ряды пополнили Алина Кабаева и Анастасия Волочкова?

– Все это вписывается в общую концепцию «развлекаловки». Возьмем «мисс Мира» Оксану Федорову. Она действительно красивая и умная женщина, и посему решили ее поэксплуатировать в детских, женских и других передачах. Но телевидение требует большого профессионализма. Стать ведущим без тщательной подготовки невозможно! В наше время дикторы проходили большую школу, учились актерской дикции, хотя многие из них были актерами, но тем не менее опытные преподаватели учили их произношению, правильному ударению, манерам держаться в кадре. Нельзя было выглядеть слишком роскошно, то есть с ярким макияжем и побрякушками, потому что это отвлекает от того, что человек говорит.

Теперь же можно просто влететь в эфир и начать вести передачу. Не получилось, ну и ладно – другой придет! Мало быть известной личностью, надо соответствовать целому ряду требований, если уж ты берешь на себя такую смелость. Надо помнить о магнетизме ТВ. Ведь ведущий входит в наш дом, семью, становясь тем самым своим для миллиона людей. Поэтому надо соответствовать и в одежде, и в речи, иначе зритель увидит дурновкусие. Мне самому приходилось отдавать свою запасную рубашку коллегам, а однажды даже гладить брюки Эльдару Рязанову! (Смеется). Телевидение – это тонкая материя!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*