ТРЕТЬЯ СТОРОНА ТРЕУГОЛЬНИКА

Документ Без Имени

Трое суток гостили на «КАМАЗе» профсоюзные боссы ведущих предприятий автомобильной промышленности России, которые провели традиционный ежегодный форум, посвященный проблемам развития отрасли и профсоюзного движения.

Гвоздем программы первого дня форума стала встреча
с генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным

 

А «молодежное крыло» автопромовских трейд-юнионов, впервые присоединившееся к «основному составу», задержалось еще на два дня – ради учебы, обмена опытом и, конечно же, культурной программы и спортивных состязаний. Гвоздем же программы первого дня форума с участием председателя профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Андрея Фефелова и лидеров профсоюзных организаций «КАМАЗа», «АвтоВАЗа», ГАЗа, АМО «ЗИЛ», ЗМЗ, АЗ «Урал», УАЗа, «Павловского автобуса», «ЕлАЗа» и других стала встреча с председателем «Объединения автопроизводителей России» (ОАР), генеральным директором ОАО «КАМАЗ» Сергеем Когогиным.

Оценивая положение отрасли, Сергей Когогин был прям и откровенен:

– Время бурного роста объемов производства уходит. Да, спрос и потребление на российском рынке по-прежнему будут расти, но уже не такими быстрыми темпами. В Западной Европе идет снижение и спроса, и производства. Мы же будем развиваться и дальше, у нас нет оснований опасаться резкого ухудшения ситуации. Кроме, конечно, форс-мажорных обстоятельств. Но конкуренцию мы все равно выдержим. Хотелось бы, чтобы изменение курса основных мировых валют, в том числе и рубля, было предсказуемым, – заметил Сергей Анатольевич.

Гостей «КАМАЗа» интересовал вопрос: почему в Китае, Корее, а теперь и в Индии, стало возможным столь крутое восхождение автопрома? А между тем ответ давно уже понятен: в этих странах его поддерживали и обеспечивали всеми имеющимися силами и ресурсами государство и органы власти всех уровней. Об их протекционизме по отношению к своим производителям сложены легенды.

У нас же государство очень часто оказывается в роли прагматичного созерцателя. Более того, иногда отечественный бизнес ставится в явно невыгодное положение по сравнению с иностранными компаниями. Как, например, смогут быть конкурентоспособными российские транспортники на международных грузоперевозках, если они, по сути, многократно облагаются прямыми и косвенными формами налогов? Например, на своей территории платят… с количества лошадиных сил в двигателе, то есть мощности, а выйдя за пределы страны, – еще и в виде «крутых» акцизов на топливо. А если еще учесть дорожный налог, который «иногости российских трасс» не платят.

Чтобы взаимодействие государства и бизнеса протекало в конструктивном русле, явно не хватает самого активного участия третьей стороны – общества. А профсоюзы – естественные выразители интересов последнего. СМИ также могут встать в один ряд с ними, когда дорастут до необходимости представлять, прежде всего, общественное мнение.

Профсоюзы пытаются найти свое место в этом треугольнике, но не всегда находят понимание – порой и со стороны руководства своих заводов, и даже при решении сугубо внутренних проблем. А уж о выходе на всероссийскую арену и говорить не приходится.

– Мы вынуждены объяснять, – в сердцах выпалил один из гостей, – что если не будет традиционных профсоюзов или мы не сможем нормально соответствовать своему предназначению, то обязательно объявятся другие «защитники трудового народа», и уж они-то не будут разбираться в средствах…

На этой встрече ни разу не прозвучало слово «социальное партнерство», хотя оно и подразумевалось, поскольку альтернативы тому, чтобы администрация, профсоюзы и персонал «тянули воз» в одну и ту же сторону, в нынешних условиях просто нет. На «КАМАЗе» это воспринимается как должное, здесь это привычно. Гости, судя по всему, сразу же почувствовали гармонию в отношениях между администрацией и профсоюзами. Реакция гостей на «сверхтрадиционный» вопрос – Каковы первые впечатления? – показывает, что для некоторых из них такой непринужденный и доверительный стиль общения и работы двух сторон заводского треугольника в новинку.

Фагим ЗИГАНШИН.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*
*